Пишет Татьяна Вавилова, 12 октября 2015 года:

Еще раз о Георгиевском храме в Самарканде.

Не было еще ни одного случая, чтобы, приехав в Самарканд, я не подошла к стенам старинного православного храма Георгия Победоносца. И всякий раз мне хочется найти о нем что-то новое, дополнить уже написанное, уточнить биографии людей строивших храм и служивших в нем.
Церковь не действует с 1924 года, тогда же снесены колокольня, главки и кресты, но основное здание с папертью остались неизменными, по-прежнему красивы и хранят память о прихожанах. Среди молящихся, лет так 100 – 120 тому назад, стояли и мои предки. Здесь они венчались, крестили детей, отпевали прадедов и прабабушек. Во времена Туркестанского губернаторства храм возвышался над главной площадью города, где проходили все официальные праздники и военные парады.

12074837 969851289752551 3047738156554289590 n
Приход Георгиевского храма старейший в городе. Он образовался в первый год завоевания Самарканда. Как свидетельствуют архивные документы, в 1868 году генерал-губернатор фон Кауфман поручил начальнику Зеравшанского округа генералу Александру Константиновичу Абрамову выстроить православный храм. Через год Абрамов докладывал генерал-губернатору, что в Самаркандской цитадели под руководством священника Высоцкого построена церковь с колокольней и памятником в честь убитых при осаде Самарканда. Церковь, уверял Кауфмана Александр Константинович, капитальная и должна служить много лет. Колокола для церкви выписали и доставили из Ирбита, а большое евангелие, крест и священно-служебные сосуды, всего на сумму 600 рублей, подарил оренбургский 1-й гильдии купец Андрей Петрович Веснин. Внутри церковь была отделана деревом, пол выложен жженым кирпичом, потолок поддерживали 4 деревянные резные колонны. На гравюре Л.А. Серикова с наброска Иванова они очень напоминают колонны в мусульманских мечетях. На первых порах для резного иконостаса приобрели 5 больших икон и 5 поменьше, выполненных греческой живописью на золотом фоне с бордюром. Средства на строительство храма собирали с горожан по подписному листу (1451 рубль), добавили 1244 рубля 81 копейку из церковной кружки, а основные 3110 рублей 40 копеек выложили из казны.
Храм в цитадели простоял всего 15 лет, обветшал и по Указу Туркестанской Духовной консистории от 26 июля 1883 года за №1520 был снесен «в виду грозившего падения». Георгиевский приход получил новое здание храма, построенное по проекту гражданского инженера, коллежского секретаря Владимира Максимовича Лемке.

12087267 969851429752537 6123201358867242709 o
Образование В.М. Лемке получил в Петербурге. Владимир Максимович воспитывался в гимназии, затем поступил в Строительное училище, окончив которое в 1879 году, получил звание гражданского инженера вместе с чином Х класса и отправился служить в Туркестан младшим архитектором строительного отделения канцелярии начальника Зеравшанского округа. Через год Лемке стал городским архитектором Самарканда. По его проектам были построены детский приют, два административных корпуса при тюрьме, часовня на русском кладбище, два деревянных моста, а в последний год пребывания в Самарканде – храм Святого Георгия Победоносца.
Церковь была заложена 13 августа 1881 , а освящена в честь Святого великомученика Георгия Победоносца 20 ноября 1882 года.
Здание храма получилось настолько удачным, что все путешествующие по Туркестану непременно упоминали его в своих записках. Известный знаток туркестанской архитектуры В.А. Нильсен называет Георгиевский храм одним из примечательных сооружений нового Самарканда. Во второй половине XIX века в России было принято строить храмы в так называемом псевдорусском стиле. Георгиевский храм не был исключением. Если бы мы могли посмотреть на церковь сверху, то увидели бы, что она имеет вид равноконечного греческого креста, что присуще всем христианским храмам и является символом креста Христова как основы вечного спасения.
Среди архивных дел Туркестанской духовной консистории сохранились клировые ведомости, бесценные годовые отчеты всех церквей с послужными списками священников и дьяконов, именами церковных старост, псаломщиков и женщин, приготовляющих просфоры. В одной из них, за 1887 год, настоятель самаркандского Георгиевского храма Дмитрий Николаевич Вознесенский пишет, что основное помещение храма (кафоликон) прямоугольной формы, длиною 25 аршин, шириною 14, 25 аршин, высотою «под свет крыши» 10 аршин и 10 вершков. Боковые пристройки длиною в 26 аршин, шириною 8,25 аршин, несколько ниже. Здание церкви построили из сырцового, а фундамент и цоколь из жженого кирпича, крыша покрыта железом.
Колокольню Георгиевского храма сделали из жженого кирпича нераздельно с церковью. Во время служб звучали 5 колоколов. Самый большой, бас, весом в 21 пуд, а маленький серебряный колокольчик всего 33 фунта.
В храм входили через паперть, сделанную в виде крытой сводчатой галереи со столбами из сырцового кирпича. Паперть украшена портиком. Внутри основное помещение отделялось от алтаря резным иконостасом из темного орехового дерева. Маркову, путешествующему по Туркестанскому краю в 1901 году, понравилось богатое внутреннее убранство храма и «хорошая живопись строгого характера». Снаружи церковь тоже выглядела очень нарядно, декоративно, надолго оставляя приятное впечатление. Стены ее были выкрашены в голубой цвет, с которым контрастировали белые архитектурные детали.
К сожалению, несколько лет назад Георгиевскую церковь перекрасили в бледные тона, что, на мой взгляд, сделало церковь менее эффектной.

Забавно, но священник Воскресенский сетует, что храм выстроен из сырца и, хотя работы проведены очень тщательно, не может считаться вполне прочным и надежным. Однако, «ненадежный» храм Лемке за 133 года своего существования, вынес не только испытание временем, но и множество землетрясений. Часть из них были настолько сильными, что повредили и древние памятники архитектуры Самарканда, и совсем новые здания. Во время землетрясения 1907 года покрылись трещинами и частично разрушились многие строения, в том числе Гур-Эмир, городская больница, с новой Покровской церкви свалился железный крест, а Георгиевский храм остался цел и невредим. Только колокола его раскачивались сами по себе и гудели на весь город, оповещая жителей об опасности. Стоит Георгиевская церковь и поныне, как лучшая память об архитекторе Владимире Максимовиче Лемке.
С храмом Святого Георгия связано еще одно имя – священника Надеждина. Самаркандцы должны помнить маленький памятник из серого мрамора, который еще совсем недавно стоял около храма. Надпись гласила: « Здесь покоится прах иерея Божия Алексея Никифоровича Надеждина родившегося 2 февраля 1835 года, скончавшегося 17 сентября 1897 года. Мир праху твоему глубоколюбимый батюшка».

12138492 969852226419124 2453914553573122862 o

 

Так выглядела церковь Георгия Победоносца в 2008 году. Нильсен пишет, что изначально она тоже была голубой

В одно из последних моих посещений старинного самаркандского православного кладбища я увидела памятник Надеждину втиснутым среди могил. Ну, подумалось, хоть не выбросили. И решила подробнее узнать о священнике. В архиве обнаружился послужной список иерея и документы, которые оформляла его вдова, чтобы получить пенсию.
Алексей Никифорович происходил из духовенства, как почти все русские священники. Воспитывался в Калужской духовной семинарии, а после ее окончания в 1863 году, отправился служить священником в село Ново-Ильинское Томской епархии. В Туркестанский край Надеждин приехал 27 декабря 1872 года. Его перевели на службу в Чиназ. Да так и остался навсегда, переезжая из одного туркестанского селения в другое. Женился еще в Сибири, было у него пятеро дочерей. Одна, Евлампия, заведовала женским приходским училищем в Самарканде. Много лет провел в Ферганской долине, был Благочинным ферганских церквей. В Самарканде жил и служил в последние 7 лет, с 1890-го. Везде службу в церкви Алексей Никифорович совмещал с преподаванием Закона Божия в разных учебных заведениях, например, в самаркандском Мариинском женском училище.

12109994 969852483085765 931589414150830608 o

 

Памятник Надеждину перенесен из-под стены Георгиевского храма на кладбище.

В священном сане Надеждин прослужил 34 года 8 месяцев и 4 дня, - такой стаж насчитали дотошные чиновники Туркестанской канцелярии, когда назначали пенсию его вдове Елизавете Николаевне в связи с потерей кормильца. Учли и многолетнюю преподавательскую деятельность Надеждина. Начальник Управления учебными заведениями Туркестанского края Керенский прислал в Самарканд телеграмму со словами соболезнования семье Надеждина и приказал выдать из специального фонда 200 рублей на его похороны. Уважаемый человек лежит под стеной Георгиевского храма! Тот памятник, что перенесли с его могилы на кладбище, судя по надписи, поставили прихожане. В то время, согласно клировой ведомости, приход храма составляли «военные, статские, купцы, мещане, крестьяне и прочие городские обыватели, всего 6676 мужчин и 994 женщины». Много их было, прихожан, для которых Алексей Никифорович Надеждин стал «глубоко любимым батюшкой».
После революции наступили времена воинствующего атеизма и храм закрыли. В альбоме Бориса Голендера «Вечный свет куполов. Старинные храмы Туркестанского края» помещена редкая почтовая открытка издательства ВКП за 1928 год. На ней мы видим храм, превращенный в клуб ОСОВИАХИМ (предшественник ДОСААФ). На месте снесенной колокольни и креста красуется аэроплан. Новое поколение – новые символы.

12096173 969851489752531 2193801330638560517 n
Однако приход Георгиевской церкви сохранился. Продолжавшие веровать стали молиться в часовне для отпевания на старом русском кладбище. Её тоже построил Владимир Максимович Лемке в 1881 году. Небольшая часовня, из жженого кирпича на сланцевом фундаменте, оказалась прочной и заменила прихожанам закрытый храм. В 1927 году к часовне стали пристраивать летний молитвенный дом, но случился пожар. Только через 10 лет монахиня Юния купила недалеко от кладбища здание под молитвенный дом. В 1958 году его освятили в честь Георгия Победоносца, и с тех пор приход обрел свой новый храм.
Но и старое здание называют храмом. Не бывает, говорят, бывших храмов, кого бы в них не поселяли. После ОСОАВИАХИМа квартировались в здании и спортзал, и арт-галерея, и Союз писателей, но, глядя на старинные колонны паперти и характерные окна, даже молодые понимают, - здание особенное. Очень хочется надеяться, что чудом уцелевшие архитектурные памятники ушедших веков, - Георгиевский храм и, ограничивающее парковую площадь с противоположной стороны, здание Военного собрания, останутся свидетелями истории православной диаспоры Самарканда.

12132544 969851646419182 4542839031524745641 o

 2015 год. Храм Георгия Победоносца в Самарканде. Фото Сергея Мединского

 


Источники:
1. ЦГА РУз. Фонд И-961, опись 1, дело 225, листы 474 – 483.
2. ЦГА РУз. Фонд И-1, опись 16, дело 460.
3. ЦГА РУз. Фонд И-47, опись 1, дело 3018.
4. Гражданская архитектура российской провинции конца 19 – начала 20 веков. http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/551/21551/4764?p_page=6
5. В.А. Нильсен. У истоков современного градостроительства Узбекистана. (XIX – начало XX веков). 1988 год.