От автора сайта: данный раздел публикуется по книге «Архитектура городов СССР. Ташкент. С. Полупанов, Ю. Яралов. Москва. 1949 год». На самом деле мы, любители старины Ташкента, так сильно были сосредоточены на архитектуре старого дореволюционного Ташкента, которой уже практически не осталось, что не заметили, как исчезает и перестраивается архитектура сталинская, многие здания-представители которой являются не только истинным украшением города, но и огромным пластом развития Ташкента, немыми свидетелями жизни поколений.
Ташкент столица Узбекской Советской Социалистической Республики страны хлопка, шелководства, каракуля, садоводства, обладательницы богатейшего культурного наследия.
До Великой Октябрьской социалистической революции Ташкент в архитектурно-планировочном отношении представлял собой соединение чужеродных друг другу частей- новой, «европейской», и старой, «азиатской». За время советской власти город преобразился. С каждым годом все быстрее стирается грань между искусственно разобщеннымичастями,и в этом заключается одна из характерных черт социалистической реконструкции города.Кривые, узкие улочки старого Ташкента уступаютместо широким озелененным магистралям, составляющим с зелеными улицами нового Ташкента целостный организм, подчиненный единому градостроительному плану.
Рост знергетической базы, промышленности,транспорта, развитие науки и культуры, увеличение населения потребовали реорганизации городского хозяйства. В городе, лишенном в прошлом коммунального благоустройства, за годы советской власти проведены ширококолейные трамвайные линии, пущен троллейбус, построен мощный водопровод, заасфальтированы площади, магистрали и улицы. Широко развернулось массовое строительство школ, больниц, многоэтажных жилых домов. Клубов, дворцов культуры, парков и водоемов.
Силами молодежи в 1940 году на месте пустыря построен парк имени Сталина с водоемом -Комсомольским озером. В разных местах разбиты парки культуры и отдыха: имени Пушкина, Тельмана и Кирова. Начато строительство республиканского стадиона физкультурного городка.
Очень показательны данные о росте просвещения и науки в орденоносном Ташкенте. До революции в городе было только пятнадцать учебных заведений (включая одноклассное училище и церковно-приходскую школу), не было ни одного техникума и высшей школ, работал один театр. Ныне функционирует сто четырнадцать средних школ, тридцать пять техникумов и шестнадцать высших школ. В 1945 году создана Узбекская Академия Наук с сорока научно-исследовательскими учреждениями. Город украсился таким монументальным сооружением, как Государственный оперный театр с залом на 1300 мест, построенный на месте Воскресенского базара. На Бешагачской площади построен театр имени Ташкентского городского совета. Кроме того, работают еще десять театров, множество музеев и библиотек.
Город, в котором до революции совершенно не было детских садов и яслей и насчитывалось всего несколько больниц, ныне имеет 167 детских садов, 56 яслей, 60 больниц и 90 поликлиник. В ближайшем будущем в Ташкенте будет создан новый архитектурный центр города с величественным ансамблем правительственных зданий. Город обогатится системой каналов и каскадов, которые сделают архитектурный облик Ташкента еще многообразнее и величественнее.
История Узбекистана восходит к временам глубокой древности. На его территории существовали Хорезмийское, Согдийское и Бактрийское государства. Население их составляли земледельческие племена: хорезмийцы, согдийцы и бактрийцы и кочевники скотоводы: скифы (саки) и массагеты. В период с VI по XII вв. с ними смешивались нахлынувшие в Среднюю Азию из Семиречья и степей современного Казахстана многочисленные тюркские племена. По мнению профессора М. Е. Массона область Ташкента в древности называлась по местному произношению Чач. Главный город области именовался Чача, т.е. Чачкент или Шашкент. Впоследствии значение слова изменилось и превратилось в свое созвучие Ташкент. Когда собственно появился город на месте Ташкента - еще не выяснено. Примерно к концу 11, началу 1 века до нашей эры встречаются упоминания в китайских летописях о том, что в долине Чирчика существует город Юни. ПрофессорМ. Е. Массон полагает, что город Юни находился на территории современного Ташкента.
Впервые арабские войска проникли в Шаш еще в 713 году. Завоевание было непрочным, и после этого еще в течение десятилетий Шаш управлялся маликами. Лишь в 751 году, после большой битвы арабов с китайцами, также пытавшимися овладеть Шашем, арабы закрепили победу. За время борьбы Ташкент (или Бинкент, как его называли арабы) и его окрестности пришли в запустение. Из немногих сохранившихся архитектурных памятников этой
эпохи в Ташкенте можно указать на мавзолей Хазрет-Имам.
В IX - X веках почти полностью освободившийся от зависимости иноземцев Бинкент стал развитым торгово-ремесленным городом. Ядро его составляли цитадель и внутренний город - шахристан, которые находились на возвышенностях, примерно в центре современного старого базара. Их былые территории ныне разделяет стадион. За стенами цитадели стояли дворец и тюрьма, часть башни древней стены цитадели еще недавно можно было видеть недалеко от северного входа в парк имени Пушкина.
Одни ворота цитадели вели в пригород-рабад, другие в сторону шахристана. Последний был окружен самостоятельной стеной и имел трое ворот. В основном базар располагался в пригороде, и лишь часть его размещалась внутри шахристана. Здесь же рядом с цитаделью, была и соборная мечеть. Пригород окружали два ряда стен. Внутренняя имела десять ворот, внешняя- семь. Город был очень крупным. В Х веке писали, что он имел в поперечнике один фарсах около 6 километров.В 1220 году монголы под предводительством Чингис-хана завоевали Среднюю Азию. В период монгольского завоевания с местным населением смешивались монголы и новые массы тюркских кочевников. В конце XIV и начале XV веков Ташкент очень часто упоминается при описании той борьбы, в результате которой сперва сложилось, а затем распалось на уделы государство Тимура. С этой эпохой в Ташкенте связаны некоторые из уцелевших архитектурных памятников, например комплекс сооружений у мазара Шейхантаура. В их числе мавзолей Юнус-хана, интересный своими резными каменными полуколоннами в интерьере.
Сохранились и поныне в центральной части базара, в бывшем старом городе, скромные по своему архитектурному облику мечеть и медресе Ходжа-Ахрар. В Кучинской части города был построен мавзолей Шейха-Зайнутдин-Бобо, выходца из Багдада, здесь же погребенного. Мавзолей был перестроен в XIX веке. В начале XVI века Ташкент вошел в состав первого узбекского государства, основанного Шейбани-ханом. При разделе государства в 1508 году Ташкент достался его дяде Суюнич-хану и почти семьдесят лет оставался под властью его потомков. Среди них наибольшей известностью пользовался Наугуз-Ахмед (Барак-хан). В Ташкенте имеется памятник, называемый «гумбаз» Барак-хана. Это лучшее из сооружений XVI века. Позже его превратили в медресе. Мавзолей был украшен богатой изразцовой облицовкой, внутри покрыт росписью с позолотой и имел резные двери, отделанные костью. К этому же периоду относится озникновение медресе Кукельдаш. По преданию строить медресе начали при визире Барак-хале, а окончили при Дервиш-хане. Около100 лет назад его восстановили с некоторыми изменениями.
Bo второй половине XVI в е к а Абдулла-хан бухарский пытался объединить расчлененные уделы узбекского государства в единую монархию со столицей в Бухаре. Он долгое время осаждал Ташкент и взял его. Завоевание не было прочным, и спустя несколько лет Абдулла-хану пришлось вторично брать Ташкент.
В самом конце XVII и в начале XVIII в Средней Азии происходили восстания дехкан (крестьян), горожан, кочевых племен. В стране наблюдался общий хозяйственный упадок. В 1723 году Ташкент был подчинен калмыкам. Жизнь в городе в эту пору сосредоточивалась главным образом в центральной части. Здесь, за стеной с шестью воротами, в тесноте, размещались базары и жила большая часть зажиточных горожан. От ворот и проходов к центру шли большие улицы. В середине города находилась площадь - регистан. Во второй половине XVIII века город снова на короткий срок стал признавать власть Бухары. К тому времени он состоял из четырех частей: Шейхантаурской, Кукчинской, Сибзарской и Бешагачской. Во главе города стояли знать и духовенство, управлявшиеся хакимом (правителем). Между властями города существовала вражда, приводившая к побоищам, происходившим на берегу арыка, в местности, которая затем получила название Джангох (место битвы). Теперь здесь находится стадион и разбит парк имени Пушкина.
Был период, когда во главе каждой из четырех городских частей стоял свой хаким. Это время именуется чор-хаким (четыре правителя). Хаким Шейхантаурской части Юнус вступил в борьбу с другими хакимами и захватил власть в свои руки. Предание гласит, что победу на Джангохе ему обеспечила пушка, отлитая из собранной у населения медной посуды. При Юнусе Ташкент был вновь обнесен городской стеной. Местопребывание Юнуса его «урда» - находилось южнее Балянд-мечети занимало часть квартала Биринчи Алмазар, прежде называвшейся Иски-урда (старая урда). По Чимкентскому тракту есть местность, именуемая Юнусабад, где и была резиденция Юнуса. Ташкентскому владению пришлось выдержать борьбу с Кокандским ханством.
В 1810 году Ташкент был взят кокандскими войсками. С тех пор городом управляли лица, назначавшиеся из Коканда. Они получили титул беклярбек - бек над беками. Старая Урда внутри города была разрушена, а для Кокандского бека выстроили в восточной стороне города новую Урду. Она была расположена на левом берегу арыка Анхора, примерно около того места, где теперь начинается проспект имени Навои. От Урды ничего не уцелело, но название сохранилось до наших дней.
В XIX веке Кокандское ханство переживало некоторый экономический подъем. Расширение торговли, особенно с Россией, способствовало росту городов. Среди них Ташкент был самым крупным. В нем насчитывалось около 50 тысяч жителей. Его внешняя стена имела в окружности до 14 километров. В ней было 12 ворот и 2 прохода. Название некоторых ворот (Бешагач, Taхтапуль) сохранилось до сих пор. Постоянные войны, которые велись тогда за обладание Ташкентом между Кокандом и Бухарой и хакимами города со своими властителями, приводили к увеличению налогов и обнищанию масс. Это рождало народные восстания.
В 1865 году Ташкентом овладели русские войска. К этому времени архитектурный облик старого города был типичным для феодальных среднеазиатских городов: густая жилая застройка с узкими кривыми уличками, сходящимися на базарной площади. Силуэт города оживлялся характерными объемами медресе, мазаров и мечетей.
После взятия Ташкента русскими войсками начал строиться новый город на месте взорванной во время воев городской крепости Урда. Южнее ее была построена русская крепость. Первоначальный план нового города представлял собой прямоугольную сетку улиц. Границей старого и нового городов являлся арык Анхор. На окраине города находился Воскресенский базар (ныне Театральная площадь). Загородные места (близ нынешней Первjмайской улицы) служили местом охоты на фазанов.
В 1870-1875 годах был составлен проект планировки с центральным сквером, от которого радиально расходились улицы - Московская, Пушкинская, Соборная (ныне улица Карла Маркса) и Куйлюкская (ныне улица Куйбышева).
Со времени возникновения нового города старый перестал расти. Архитектура нового города развивалась стихийно, сообразно со вкусами и желаниями владельцев и инженеров, строивших в различном стиле.
После свержения самодержавия буржуазное временное правительство пыталось оставить у власти в Средней Азии старый губернатором Куропаткиным, но под нажимом революционных масс 30 марта 1917 года Куропаткин был арестован.
В мае 1918 года в Ташкенте была опубликована телеграмма товарища Сталина об автономном устройстве Туркестанского края. 17 июня 1918 года в Ташкенте состоялся первый съезд большевистской партии Туркестана. До 1924 года Ташкент являлся центром Туркестанской Советской Социалистической Республики. После национального размежевания Средней Азии в конце 1924 года и образования Узбекской Советской Социалистической Республики Ташкент стал ее столицей.
В советское время перепланировка и реконструкция города имели несколько этапов. Из ряда предложенных проектов планировки был принят и положен в основу дальнейшей разработки проект, составленный в 1937 -1940 годах Московским областным проектным трестом под руководством арх. А. Кузнецова.
Главная планировочная идея этого проекта заключалась в объединении в единый цельный город до того разобщенных двух частей - старой и новой. Основой реконструкции старого города являлось размещение здесь мощных промышленных предприятий, что должно было повлечь за собой строительство жилищ, общественных зданий, парков, стадионов. В результате получилась компактная территория, имеющая удобную связь с железнодорожными магистралями. Самые здоровые участки ее используются под жилище, а окружающие площади озеленяются и обводняются.
Создание общественного центра города намечено на месте нынешней Красной площади, с развитием его в сторону старого города. Главной осью композиции должна быть вновь пробиваемая магистраль, связывающая новый центр с западными и восточными территориями города. В новом центре размещаются все наиболее значительные сооружения Ташкента.
Кроме главного, предполагается устройство районных центров, являющихся композиционными узлами системы площадей, вокзалов, парков и прочее.
Вторая ось должна соединить восточную часть с западной. Три кольца - большое, бульварное и центральное - придадут законченность и единство композиции генеральному плану, примут на себя основные потоки транспорта, создадут удобную связь жилых районов с промышленными и тем самым разгрузят центр.
Таким образом, при проектировании основных частей и магистралей города обязательными условиями были: соблюдение общей архитектурно-планировочной радиально-кольцевой системы, организация благоустроенных и широких трасс, сохранение всех улиц новой части проведение плотности. В процессе осуществления проекта реконструкции жизнь вносила и вносит в него свои коррективы.
Так, габариты правительственного центра оказались чрезвычайно завышенными, что доказывается разработанным проектом правительственного центра на месте нынешней Красной площади, вполне достаточной по размерам для создания выразительного ансамбля.
Истекшие годы были годами бурной перестройки Ташкента. Целеустремленное осуществление основной идеи стереть грань и разницу между старой и новой частями города делает недалеким тот день, когда исчезнет последний след этого разделения. Теперь, когда в старом городе проложены новые озелененные, со всеми видами благоустройства улицы - Навои, Кагановича, Хамза, выстроены здания Облисполкома и театра имени Мукими, Центрального телеграфа, кинотеатра «Родина», театра имени Ташкентского совета, сотни жилых домов, школ, больниц, детских домов, фабрик, заводов, парки культуры и отдыха, весьма условно звучит слово «старый» город, верное по своему географическому понятию, но неверное по содержанию. Есть единый, советский социалистический Ташкент, реконструируемый по единому плану и приобретающий все более цельный и органичный облик.
Около вновь созданных промышленных предприятий (текстильного комбината имени Сталина, Сельмашзавода имени Ворошилова, завода имени Кагановича), размещенных в городе в соответствии с генеральным планом, образовались новые улицы и площади, покрытые асфальтом, обильно озелененные и обводненные. Основные, магистральные улицы города были реконструированы и перепланированы. Это улицы Навои, Хамза, Кагановича, Полиграфическая, Педагогическая, Шота Руставели, Бешагачская и другие.
В прошлом они были криволинейны, имели ширину, еле позволявшую разъехаться двум арбам, без мостовых, тротуаров, воды и зелени. Сейчас же шири на их достигает от 40 до 66 метров. Тротуары покрыты асфальтом, по бокам протекают многоводные арыки и создают прекрасную тень раскидистые кроны деревьев.
Под землей проложены водопровод, канализация, электрокабели. Эти улицы, по которым движутся трамваи, троллейбусы, автобусы, связывают центр города с его районами и промышленными предприятиями.
При вновь созданных промышленных гигантах возникли социалистические городки с многоэтажными зданиями и комфортабельными квартирами для рабочих и инженерно-технического персонала. Построены детские сады, ясли, больницы, школы, текстильный институт, Дворец культуры текстильщиков, Дворец культуры железнодорожников, театры, парки. Застройка и благоустройство этих районов резко изменили внешний облик города и его санитарно-техническое состояние.
В городе созданы новые площади: перед Оперным театром, на месте бывшего Воскресенского базара, Бешагачская - перед парком имени Сталина, перед Облисполкомом на улице Навои, Пушкинская – в конце улицы Пушкина, и реконструированы: Привокзальная площадь и сквер Революции. На пустырях и местах свалки созданы новые парки культуры и отдыха с озерами.
Такими вновь созданными парками являются: парк имени Сталина с Комсомольским озером, парк у Бешагачской площади, парк имени Пушкина на улице Хамза, парк текстильщиков у текстильного комбината, парк имени Кирова с озером в Кировском районе, построенный в 1946 году.
В парке имени Сталина в короткие сроки (2-3 месяца) силами трудящихся города, преимущественно молодели, были построены: водоем площадью 10 гектаров, входные ворота, водные станции с трибунами, павильоны, спланирована территория и посажены зеленые насаждения. В проектировании архитектурных объектов этой стройки принимали участие архитекторы: И. Голощапов, Л. Караш, M. Булатов, Х. Мендикулов и другие, а в строительстве участвовал арх. В. Джахангиров.
Реконструированы парки: имени Горького, имени Тельмана, железнодорожников.
На площадях, улицах и в парках ежегодно высаживаются тысячи деревьев разных пород и миллионы цветов. От этого улицы Ташкента имеют своеобразный колоритный характер. Жилые районы и кварталы в них реконструируются с использованием существующего фонда и сохранением традиционных узбекских планировок жилых дворов и кварталов.
Реконструкция проводится таким образом, чтобы, не разрушая существующих строений и не уничтожая зеленых насаждений усадьбы (виноградников, плодовых деревьев, огородов), можно было построить новые здания, используя прогрессивные, архитектурно- композиционные и строительные традиции и приемы.
Магистральные улицы города застраиваются четырехэтажными домами. Архитектурный облик этих улиц имеет ярко выраженный парковый характер Рослые, с густыми кронами деревья часто сплошь закрывают фасады зданий, образуя тенистые и прохладные в летний зной коридоры. Законченный образ Ташкент приобретет ближайшее время, когда улицы и площади, в связи с разработанным проектом обводнения и озеленения, превратят его в город-сад.
Архитектура Ташкента в годы советской власти прошла многообразный и интересный путь. В первые годы архитекторы города обращались к древним формам, пытаясь ими выразить новое содержание. Примерами таких решений являются здания Ирригационного института (арх. В. Гаршенин) и Водхоза (apx.
А. Тильтин и инж. Г. Сваричевский).
В период с 1927 по 1932 годы в Ташкенте были выстроены здания: Телефонной станции (арх. В. Гаршенин), Дом хлопкового управления - ныне Сельскохозяйственный институт (инж. О. Баграков), Дом Правительства Узбекской ССР и Дом коммуны (арх. C .Полупанов), фабрика-кухня (арх. С. Чернявский), Среднеазиатский коммунистический университет, партийная школа, жилые дома по Пушкинской улице (инж. Бабиевский) и другие.
Одним из первых значительных сооружений Ташкента является здание Облисполкома (бывший Дворец культуры и труда), в архитектуре которого была сделана попытка применения модернизированных национальных форм и деталей.
В 1932-1934 годах в Ташкенте проводился курс на проект Дворца культуры и труда, в котором приняли участке К. Мельников (Москва), К. Гильтер,
Г. Бронштейн, Б. Шляпочкин (Ленинград), Н. Петелин, А. Сидоров, С. Полупанов (Ташкент). Принят был проект арх. Полупанова.
В 1935 году было решено передать это здание Облисполкому, приспособив клуб под театр имени Мукими. Здание представляет собой симметричную композицию с двумя пониженными выступами по бокам. Средний повышенный объем имеет в центре лоджию.
Здание венчается аттиковым этажом с богатым карнизом. Торцы выступов сделаны также в виде неглубоких лоджий.
В декоре объемов и интерьеров этого здания автор впервые попытался использовать национальные традиции для придания ему национального облика (авторы первоначального архитектурного оформления фасадов
А. Сидоров и В. Архангельский).
Некоторая схематичность и сухость деталей, а также дробность членений объемов нарушают цельность образа здания Облисполкома.
В декоре объемов и интерьеров этого здания автор впервые попытался использовать национальные традиции для придания ему национального облика (авторы первоначального архитектурного оформления фасадов А. Сидоров и В. Архангельский). Некоторая схематичность и сухость деталей, а также дробность членений объемов нарушают цельность образа здания Облисполкома.
B 1937-1940 годах по проекту арх. А. Сидорова и Н. Тимофеева на улице Навои был построен кинотеатр «Родина». Интересная сама по себе идея получила чрезвычайно неудачное архитектурное выражение. Задумав здание единым, нерасчлененным объемом, с богатой лоджией в центре, авторы могли создать монументальное и цельное по образу сооружение. Но, став на неправильный путь обогащения и перенасыщения здания деталями они заслонили ими тектоническую чистоту и ясность темы, создав бутафорский, многословный и разномасштабный облик сооружения.
За годы войны в Ташкенте сооружен театр имени Ташкентского совета на Бешагачской площади. Театр этот интересен, прежде всего, применением конструкций перекрытий, так называемых тонкостенных сводов двойной кривизны разработанных кандидатом технических наук А. Рабиновичем. B сочетании с куполами и сводами, применявшимися в древней архитектуре Средней Азии.
Сооруженное в трудное время Великой Отечественной войны, в короткий срок (с августа по декабрь 1943 года), здание театра является показателем неиссякаемой творческой энергии народа. Авторы сумели, используя прогрессивные народные строительные и декоративные традиции, создать вполне современное сооружение.
Та же идея была положена арх. С. Полупановым в основу проекта склада на Педагогической улице, сооруженного в 1943 году в виде сводчатой конструкции, идущей непосредственно от земли без жестких ребер.
Одним из крупнейших общественных зданий Ташкента является выстроенный по проекту выдающегося зодчего академика А В. Щусева Государственный театр оперы и балета. Громадный опыт мастера и реалистическое чувство художника позволили ему создать выразительное сооружение. сделанное в монументальных формах здание театра воспринимается как произведение, в котором нашли яркое воплощение слитые в единое целое архитектура, прикладные искусства и живопись.
Проект А. Щусева был принят в 1934 году. Здание заложено первого сентября 1940 года. Строительство, прерванное в начале Великой Отечественной войны, было возобновлено в 1943 году. Здание окончено и торжественно открыто в день тридцатой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Здание театра сооружено на месте бывшего Воскресенского базара - ныне Театральной площади. Эта площадь представляет собой прямоугольник, размером в 7 га, в центре которого стоит здание театра; пространство между улицами и зданием украшено газонами, партерной зеленью и деревьями. В центре плошали перед театром сооружается водоем с фонтаном. Прямоугольник площади ограничен улицами: Ленина по главному фасаду, Кирова – по заднему,
Узбекистанской и Правды Востока - по бокам.
Помимо этих сооружений до 1941 года в Ташкенте были выстроены здание Центрального телеграфа (арх. А. Брюханов) и здание Горкома партии (арх. Б. Волчек и М. Ларионов), клубы кожевников и швейников (инж. К Скоряков), дворцы железнодорожников (арх. А. Павлов) и текстильщиков (арх. А. Карнаухов и А. Галкин), ряд школ (арх. В. Смирнов, М. Селезнев, Н. Семенов, Н. Калиновский, С. Колотов и др.), консерватория (арх. И. Голощапов), строительный техникум (инж. Г. Сваричевский), универмаг Текстильного комбината (арх. Н. Семенов), жилые дома на улице Шота Руставели (инж. А. Сидоров), по улице Навои (арх. В. Смирнов, И. Рагинская, А. Павлов), на улице 9-го января (арх. А. Павлов), здание Министерства торговли Узбекской ССР (арх. В. Якушев), Министерство коммунального хозяйства Узбекской ССР (арх. В. Гаршенин).
Хотя в большинстве этих сооружений и не нашли отражения поиски стиля архитектуры, национальной по форме, однако в них ярко сказался главный принцип, которым руководствуется советская архитектура, Сталинская забота о человеке.
Ташкент стал крупнейшим индустриальным и культурным центром Советского Союза. Он приобрел за годы советской власти черты нового социалистического города. В ближайшие годы мы будем свидетелями еще более величественного роста города и широких мероприятий по благоустройству Ташкента. Такие перспективы открывают перед ним проект обводнения города и реконструкции правительственного центра.
Обводнение Ташкента изменит eгo микроклимат, создаст условия для широкого озеленения, внесет новые элементы красоты и своеобразия в облик города, превратит его в город-сад. Уже намечена первая очередь обводнения и архитектурно-художественного оформления магистральных улиц имени Навои и Хамза, а также площади имени Ходра, которую начали реконструировать в 1946 году по проекту С. Полупанова.
Ниспадающий рельеф на этих улицах обеспечит возможность соз дания струями каскадов и фонтанов с бьющими струями высотой до 12 метров. Большие водные поверхности в сочетании с зеленью бульваров, украшенных скульптурами, вазами, памятниками и скамьями на этих магистралях будут представлять исключительное по красоте зрелище.
Такой же вид приобретут и другие магистрали и площади после своего обводнения.
Значительным событием в архитектурной жизни республики явился конкурс на комплекс зданий правительственного центра в Ташкенте, проведенный в 1946 году. В нем приняли участиеВ. Кокорин (Москва). Н. Катонин (Ленинград) и С. Полупанов, А. Бабаханов, Б. Волчек, А. Сидоров и И. Колбин (Ташкент). Проекты архитекторов А. Бабаханова. Б. Волчка и С. Полупанова признаны лучшими, и им было поручено составление окончательного проекта.