Проспект Навои (до 1893 года – улица Ташкуча, с 1893 года – улица Шейхантаурская, с 1938 года – улица Навои, с 1960 года – проспект Навои), располагается между улицами Энгельса (советское название улицы А. Тимура) и Беруни. Протяженность составляет 3 километра, назван в честь поэта и основателя узбекской литературы Алишера Навои.

 EPSON012

Проспект Навои является одной из самых древних улиц Ташкента. Она входила в состав средневекового пригорода и в 12-15 веках являлась своеобразным мостом, связывавшим город с ремесленными пригородами, а в последствии – старогородскую и новогородскую части Ташкента. Проходила по даха (району) Шейхантаур, отсюда и прежнее название улицы. Улица была заселена в основном ремесленниками. Их мастерские располагались рядом с жилыми домами. Крупных построек на ней не было, за исключением мавзолея Шейхантаура (15 век), мавзолея Юнусхана (16 век) и медресе Ишан-кула (19 век), в котором в 1884 году была открыцта первая русско-туземная школа.

 shayhantaur

Мавзолей шейха Ховенди ат-Тахура (Мавзолей Шейхантаура)

К началу 20-го века улица была самой широкой магистралью старого города. По ней курсировала конка, а в 1912 году прошел трамвай. Фактическая застройка и формирование улицы начались в советское время. Была пробита прямая и широкая транспортная магистраль, поднялись многоэтажные дома. В 1940 году построен дворец культуры и труда (архитектор Полупанов), позднее в нем находился Ташкентский облисполком и Театр эстрады.

Picture18

Позднее, в 1948 году на площади перед зданием был установлен памятник А. Навои, который был реконструирован в 1968 году. В 1937-1940 годах был построен кинотеатр Ватан (Родина, архитекторы Сидоров и Тимофеев), который после ташкентского землетрясения 1966 года был переоборудован для театры имени Хамзы.

Picture9

В 1930-е годы на улице были построены здания Министерства сельского хозяйства, Узгоспроекта, Чирчикстроя, Центрального телеграфа, жилые дома специалистов и работников милиции.

Picture17

Значительной реконструкции проспект Навои подвергся после 1966 года, он был продолжен до улицы Энгельса (современная А. Тимура) и стал центральной магистралью города Ташкента.

Далее публикуется отрывок из книги «По улицам Ташкента» издательства «Узбекистан», Ташкент, 1965. Авторы: Буряков Ю. Ф., Гласс Ю. И., Соколов Ю. А., Чабров Г. Н.

«Завершив кольцевой маршрут по архитектурным памятникам старины, мы выезжаем на проспект А. Навои - одну из самых красивых улиц Узбекистана. Для дореволюционного «старого» города это была самая широкая магистраль, соединявшая две части города (ширина 8 метров). Она считалась самой благоустроенной, так как была мощеной и на ней стояло несколько уличных керосиновых фонарей. По ней прошла конка, а с 1912 года - первый трамвай. Однако архитектурными красотами она не отличалась. Не было на ней и больших зданий. Можно указать лишь на медресе Ишан-Кула, ныне снесенную, так как она не представляла собой историко-архитектурного интереса. Для дореволюционного Ташкента ее отметить, однако, следует. В ней в 1884 году была открыта первая русско-туземная школа, положившая начало светскому образованию в Туркестане: узбекские дети обучались в ней арифметике, географии, истории, родному и русскому языкам.
На улицу выходил и большой, украшенный резными деревянными колоннами и расписным потолком айван мечети Балянд (Высокая), в которой в советское время разместилась аптека. В месте расположения этой мечети ныне находится здание Министерства культуры УзССР. В 1893 году улица получила официальное название - Шейхантаурская - по имени мусульманского шейха Хавенди Тахура, умершего в XIV веке. В XV веке над его могилой был воздвигнут мавзолей - скромное по размерам и орнаментации сооружение. Памятник многократно перестраивался и дошел до нас в реконструированном виде, но сохранил от XV века план и пропорции. Он состоит из двух помещений; большее перекрыто куполом на двенадцатигранном, а меньшее - на восьмигранном барабане. Портал его четко выделен, в устоях - ниши со стрельчатым завершением, вход оформлен стрельчатой аркой. К мавзолею подводила аллея коленчатой формы, обсаженная саурами - священными деревьями. На повороте аллеи были сооружены две чилля-хоны (комнаты для многодневного поста).

Picture15


С первых же лет социалистического преобразования Ташкента в качестве главной задачи выдвигается создание единого архитектурно-композиционного ансамбля, охватывающего обе исторически сложившиеся части города, большое внимание было уделено реконструкции Шейхантаурской улицы - ныне проспекта имени Навои. Вместо узкой, кривой и пыльной улочки, очень скудно освещаемой, пробита прямая широкая транспортная магистраль. Уже по первому плану реконструкции Ташкента здесь строится Дворец труда и культуры (архитектор С. Н. Полупанов). Монументальное здание расположено в глубине парка-розалия. Фасад его решен симметрично, с выделением центральной части. Здание венчает богато разделанный карниз. Здесь ныне находятся Ташкентский областной исполнительный комитет депутатов трудящихся и Узбекский театр эстрады. Перед Облисполкомом, в центре площади, в 1951 году поставлен памятник основоположнику узбекского литературного языка поэту-гуманисту Алишеру Навои, созданный скульптором Н. Дитрих к 500-летию со дня рождения великого поэта. Именем великого узбекского поэта проспект назван в 1938 году.

86661838 1306891666164777 6386905652379254784 n

Проспект Навои, 1950-е годы. Дом Сельхозспециалистов. Фото из сети.

Здание кинотеатра «Ватан» («Родина»), созданное в 1937-1940 гг. по проекту архитекторов А. Сидорова и Н. Тимофеева, одна из первых попыток освоения национального наследия в узбекской советской архитектуре. Здание решено единым нерасчлененным объемом с легкой колоннадой, глубокой лоджией. Резные украшенные цоколи пересечены с декором стен ромбовидными накладками и резными карнизами. Кинотеатр «Ватан» - первый из построенных в Ташкенте широкоэкранных кинотеатров; в настоящее время переоборудуется для Узбекского драматического театра имени Хамзы.

 212372  крупныи размер

Проспект Навои, 1980-е годы. Фото из сети.

Дальнейшая реконструкция улицы проведена после Великой Отечественной войны, когда застраивалась, в основном, северная сторона улицы. В те годы были построены здания Министерства культуры, Министерства сельского хозяйства, Узгоспроекта, Чирчикстроя, Центрального телеграфа.

46096833 978196322367648 5954191244950241280 n

 Улица Навои. Здание Управление треста Чирчикстрой. Архитектор проекта В. Архангелський. Построено в 1950-м году. Здание сохранилось до наших дней. Фото из книги "Архитектура Средней Азии". Москва 1951 г. Академия Архитектуры СССР.

В конце 50-х годов комплекс Облисполкома обогатился новыми монументальными зданиями Института востоковедения Академии наук УзССР и телецентра, вступившего в строй в 1956 году. От здания Облисполкома до площади имени Ахунбабаева протянется зеленая полоса парка-озера, которому предстоит сыграть большую роль в изменении микроклимата района. Лодочные станции, кафе и другие павильоны сделают парк-озеро лучшим в городе. Настоящим Дворцом искусств является вступивший в строй к 40-летию республики и Компартии Узбекистана панорамный кинотеатр, второе сооружение подобного типа в нашей стране.

66131162 1123259354528010 2507191247848865792 n

Ташкент. 1950-й г. Жилой дом по проспекту Навои. Архитектор: Архангельский В.Г.

 xx05

Строительство жилого дома по проспекту Навои, 1947-1950 гг.

b30

Проспект Навои, 2010-е годы. Фото из сети.

Архитектура его современна и оригинальна. Композиция его строится на конкретном сочетании двух объемов - горизонтально вытянутого двухэтажного павильона - вестибюля и фойе, и многогранного зала. Он создан в содружестве архитекторов и мастеров изобразительного искусства. Вестибюль из стеклобетона является как бы продолжением окружающей дворец зеленой площади. Сквозь прозрачные витрины на лестницу из белого мрамора падают солнечные блики, освещая голубоватые и серые прожилки камня. Пол второго этажа также вписывается в пейзаж зеленой площади, стены частично украшены фресками, символизирующими цветущую весну республики. Стены зала-многогранника выполнены из легких керамико-бетонных панелей-скорлуп 22-метровой высоты. Кинотеатр построен с расчетом демонстрации фильмов почти всех проекций (кроме циркорамной). Этому способствует стереофонический звук. Экран имеет размеры 32X14 метров. Зал вместителен и уютен. Не случайно кинотеатр назван Дворцом искусств. Он рассчитан не только на демонстрацию фильмов, но имеет и сцену для проведения концертов, балетных выступлений, на его искусственном катке выступали мастера советского балета на льду. Здесь можно проводить творческие, вечера и конференции.

 261154

Проспект Навои, 1960-е годы. Фото из сети.

Авторы оригинального Дворца - молодые ташкентские архитекторы В. Березин, Д. Шуваев, С. Субботин. Рядом с Дворцом искусств раскинулся спортивный комплекс, включающий по проекту два стадиона, открытые и закрытые баскетбольные и волейбольные корты и площадки. В 1956 году вступила в строй первая очередь - основной стадион «Пахтакор», построенный по типу лучших стадионов страны, вмещающий 56 тысяч зрителей. На стадионе проходят не только спортивные соревнования, но и массовые зрелища. Проспект Навои берет свое начало с тенистого парка на берегу древнего канала Анхор, ставшего излюбленным местом отдыха жителей города.

118614967 1458515431002399 962412094725863989 n

Проспект Навои, 1950-е годы. Фото из сети.

На истории лишь одной улицы - проспекта Навои - можно представить, какой огромный скачок к социализму сделал узбекский народ под руководством Коммунистической партии».

118348097 10214248999697266 1526589781414009251 n

Проспект Навои, 1950-е годы. Фото из сети.

 234663

 xx85

 Проспект Навои, 1957 год. Фото из сети.

2852

 

Naberejnay1953

74468116 1209282219259056 3171834885694291968 n

 Ташкент. 1958 г. Улица Навои. Кинотеатр "Ватан". Пассажиры в ожидании трамвая. Автор фото: Я. Босин.

Фотоальбом "Зодчество Узбекистана". 1959 г.

 Дисклеймер:

Вся информация основана на источниках, имеющихся у автора, или архивных материалах, с которыми автор работал и сделал копии. Все фотографии, открытки и прочие опубликованные материалы либо являются собственностью автора, либо были сделаны им, либо взяты из свободного доступа в интернете. Ссылки на цитируемые публикации по возможности указываются. В случае возникновения каких-дибо претензий, просьба обращаться к автору. При переопубликовании данного материала, желательно приводить ссылку на автора