Хотел написать давно про «Полкушку», да так и не собрался. Много про нее разных легенд и небылиц ходило ранее, но в связи с предполагаемым сносом несколько лет назад, все точки были поставлены, вся история рассказана и об этом районе узнали все, даже те, кто и не знал вообще, где этот район находится.
Важно отметить, что "Полкушка" не просто район, это часть истории и культуры Ташкента, которая связывает прошлое с настоящим. Этот район проходит через всю историю существования нового «старого Ташкента», начиная с конца 19-го столетия, заканчивая нашими днями. Дома в этом районе выдержали испытания временем, включая землетрясение 1966 года, и являются свидетельством мастерства и качества строительства прошлого. Жители района ценят эти дома не только за их историческую значимость, но и за создание ощущения сообщества и принадлежности.
Непосредственно я сам несколько лет жил на «Полкушке», вернее, в новом доме, построенном на окраине этого района. Мой дом был построен на месте пустыря, который очень много лет оставался просто Богом забытым пустырем и ничем больше. Был какой-то домик рядом, какие-то хозяйственные постройки близлежащего частного сектора. Кстати, даже еще на фото 1980-х годов можно разглядеть пустое незастроенное место.
Тогда я еще не знал, что дом стоит ровно на месте кладбища, и что этот одиноко стоящий домик ранее, более 100 лет назад, был кладбищенской сторожкой. Также я не знал, что при его строительстве, при рытье котлована, выкапывали кости и черепа и куда-то их свозили. Местные жители, которые всю свою жизнь проживали в частном секторе вокруг этого пустыря, и дома которых попали под снос в связи с реконструкцией, и которые впоследствии получили квартиры в моем доме, утверждали, или им так сказали, что на этом месте ранее находились казармы и конюшни не то казаков, не то других кавалеристов, и что это было конское кладбище, ранее располагавшееся рядом с казармами.
Это я только потом узнал, что кладбище вовсе не было никаким конским кладбищем, а что ни на есть, самым настоящим человеческим, причем, первым христианским массовым городским кладбищем, на котором было похоронено много тысяч староташкентцев. То есть, я жил на костях единоверцев, и даже может быть, тех людей, историей которых я же сам и занимался. Грустный факт. Но скажу одно - жить в этом доме было просто невозможно. До приведений, конечно, дело не дошло. Но кошмары, всякие тени и страхи меня преследовали постоянно, пока я эту квартиру наконец не продал.
Впрочем, впервые это кладбище потревожили при строительстве метро в конце 1980-х годов, один мой знакомый рассказывал, как в выкопанных кучах почвы находили памятники, один он даже запомнил: «купец третьей гильдии…».
Кстати, на близкое соседство с кладбищем жаловались и солдаты саперного батальона еще в конце 19-го века. Об этом было даже донесение начальнику города, в котором писалось, что близкое соседство кладбища и пышные похоронные процессии оказывают угнетающее воздействие на солдат.
Однако, хватит про кладбище, больше о нем можно почитать здесь.
Кладбище на "Ойбеке" (oldtashkent.com)
Вернемся к началу. Еще на плане 1870 года вся эта территория, в районе нынешней станции метро «Ойбек» была не заселена, соседствовала со старинной рощей «Минг Урюк».
Но уже на карте 1878 года в этом районе появляются первые распланированные улицы, включая улицу Саперную, и собственно, сами первые постройки саперного батальона, которые и явились первыми зданиями будущей «Полкушки».
Совсем неудивительно, что саперные казармы появились именно в этом районе на окраине тогдашнего города.В конце 19-го века, Ташкент был важным гарнизонным городом Российской империи, и саперные казармы играли ключевую роль в оборонительной инфраструктуре города.
Два здания от этих казарм остались и до наших дней. В недавних публикациях, в связи с предполагаемым сносом «Полкушки» эти здания совершенно правильно назывались старейшими зданиями этого района, а я бы добавил, что и старейшими зданиями «русского» Ташкента на сегодняшний день. Правда, в этих публикациях была неверная информация о том, что эти здания изначально были двухэтажными. Здания казарм были, разумеется, одноэтажными, и вторые этажи были надстроены гораздо позже.
Еще один интересные факт истории Ташкента связан с данным районом и именно с саперными казармами. В целом, история Ташкента богата и многообразна, и одна из её глав включает в себя уникальную историю еврейского населения города. Саперные казармы, о которых я упомянул выше, играли важную роль в жизни еврейской общины ашкенази в Ташкенте. В период, когда евреям было разрешено служить только в инженерных войсках, многие из них выбрали остаться в Ташкенте после окончания службы. Они основали свои семьи и построили дома в районе, прилегающем к казармам, что способствовало формированию целого сообщества. Со временем, этот район стал разрастаться, и
вплоть до новейшей истории в этих районах, через дорогу от Саперной и вдоль улицы Шота Руставели проживало очень много еврейских семей, и именно там находится и до наших дней синагога ашкенази.
Итак, долгое время на этой территории существовали только казармы, которые были переделаны в частные квартиры и многочисленный частный сектор. В 1930-е годы по границе улицы Чехова было выстроено два дома – жилой дом и административное здание, которое в настоящее время является судом Мирабадского района.
Активное развитие и застройка района начались в начале 1950-х годов, когда было построено три дома в изысканном стиле неоклассицизма или сталинского ампира. Неоклассицизм, возрождение классических форм и принципов архитектуры, был популярен в СССР, где он получил новое дыхание в рамках сталинского ампира. Сталинский ампир, также известный как стиль триумфа, является одним из лидирующих направлений в архитектуре СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. Сталинский ампир отличается помпезностью, монументальностью и декоративностью. Все это нашло свое отражение в этих трех домах, впрочем, и во всем архитектурном ансамбле улицы Шота Руставели.
Эти три дома были построены для семей высшего офицерского состава ТуркВО, штаб округа в то время находился в районе улицы Жуковской, да и крепость, в которой тогда еще располагались воинские части, была тоже поблизости. Старожилы говорили, что один дом был даже генеральским, который стоит внутри массива торцом к дороге, с улучшенной планировкой и огромными квартирами. Во что я охотно верю, - генералов ведь тоже надо было заселять куда-то.
Собственно, от звания «полковник» этот район и приобрел свой переживший годы «народный» топоним. Я был лично свидетелем, когда проживал там в начале 2000-х, как хоронили этих последних полковников: очень часто приезжали служебные автобусы вместе с почетным караулом. (Для тех, кто не в курсе, - особые воинские почести, включая почетный караул из состава комендантской роты и залп на кладбище, полагаются высшему офицерскому составу, начиная с полковников. Так было при Советском Союзе, и какое-то время эта процедура сохранялась и в Узбекистане). Повторюсь, такие похороны в этих домах были достаточно частым явлением.
Конец эпохи сталинского ампира пришелся на середину 1950-х годов, когда было принято постановление о "устранении излишеств в проектировании и строительстве", что привело к изменению архитектурных приоритетов. Именно в это время выстраивается угловой дом на углу улицы Саперной, напротив будущего Дома моделей, а затем несколько простеньких двухэтажных домов на территории «Полкушки», которые также предназначались для семей военных, но уже в званиях попроще и поменьше, и которые соседствуют вплотную со старыми казармами.
Уже позже, в 1970-е годы, было выстроено два четырехэтажных дома «77-й серии», которые и завершили собой ансамбль смеси архитектурных направлений и эпох. Таким образом, сейчас на этой территории мирно соседствуют здания конца 19-го века, дома 1930-х, 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Многие пишут, что с точки зрения туризма и даже истории данный район не представляет никакого интереса, с чем я в принципе не согласен. Ведь, мало где можно найти один отдельно взятый, небольшой по территории, район города, где встречаются столько временных пластов, историй и легенд, и столько архитектурных стилей, в атмосфере мирного существования, тишины и покоя.
Такие районы, как этот, являются не просто местом проживания для его жителей, но и своеобразным музеем под открытым небом, где каждый может прикоснуться к истории. Они могут не привлекать толпы туристов, как более известные исторические места, но для любителей истории и архитектуры они представляют неоценимую ценность. В таких районах можно найти уникальные архитектурные решения, которые не встретишь в других местах, и узнать о жизни города, его культуре и традициях.
Кроме того, районы с богатым архитектурным разнообразием часто становятся источником вдохновения для художников, писателей и фотографов, ищущих новые образы и сюжеты. Они могут служить прекрасным фоном для кинематографических и театральных постановок, добавляя им аутентичности и колорита. Такие районы помогают сохранять связь с прошлым, в то время как город продолжает развиваться и стремиться в будущее.Они заслуживают внимания не только со стороны историков и архитекторов, но и всех, кто ценит историю и культуру.