Пишет Елена Тюпляева в ФБ:

В дни карантина в Ташкенте, без пышных речей и шумных торжеств, произошло значимое для русской диаспоры Узбекистана событие. СМИ сообщили об открытии после реставрации часовни Георгия Победоносца, первого православного памятника на узбекской земле.

Ташкент часовня

 

95897552 1121423364901590 8563405691409137664 n

(Взятие Ташкента генералом Михаилом Григорьевичем Черняевым. Литография № 48.

Дидюхова И. Александр I I // Государственное управление в России в портретах с IX по XXI век)

В 1865 году, после ряда неудачных попыток, проявив тактическое мастерство и военную смекалку, генералу Черняеву с небольшим отрядом удалось, в результате обходного маневра, подавить сопротивление кокандких войск и через Камаланские ворота проникнуть в Ташкент.
Спустя два дня город уже полностью был под контролем русских войск.
30 июня (18 июня по новому стилю) 1865 года представители Ташкентской знати передали Черняеву 12 золотых ключей от ворот Ташкента.
Это поставило логическую точку в войне и положило начало новому этапу взаимодействия народов Средней Азии и России. 95891698 1121617731548820 1758734965354266624 o

(верх: Вход в сквер, рядом с кладбищем Комолон. Фото П.Н. Григорьева. Начало ХХ века
Вавилова Т.А. / Пряхин С. И ещё две фотографии часовни // Письма о Ташкенте URL: https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2015/06/q2.jpg
низ: Вид на кладбище Комолон и Мавзолей Ходжа Аламбардор
Часовня у Камеланских ворот // блог-платформа Teletype)

Погибших в этих боях с обеих сторон хоронили близ Комолонских ворот, в непосредственной близости от места событий. Защитников Ташкента – на мусульманском кладбище Комолон-мазар, а русских солдат (их было 24) в братской могиле, расположившейся там рядом в саду.

Евгений Марков в своей книге «Россия в Средней Азии» так описывает это: «Есть глубокий трагизм в этом братском соседстве вражеских могил. Былые соперники словно остались на своих местах, где они упорно бились друг против друга, если не на земле, то хотя бы в недрах ея, не уступив ни вершка ни те, ни другие. Но мать – природа, — всеблагая как создатель ея, — покрыла одним и тем же своим покровом любви прах всех своих мятежных сынов, не различая их одежд и языка, и на своем миротворном лоне опять сделала их братьями, созданными из одного праха и возвращенными в тот же прах.
И над убитыми мусульманами, как над нашими православными солдатами, так же волнуется молодая зеленая трава, и глядят из нея своими веселыми разноцветными глазками весенние цветы, и сияет в царственном величии, заливая своими огненными потоками сияния бездны неба, — плодотворящее солнце. Тут тоже погребены честные сердца и геройские души. И к ним точно так же, как и к победителям их, обращено слово Учителя истины, в глазах которого не было эллинов и иудеев: « Несть больше любви, аще кто душу свою положит за други своя».

95283805 1121634954880431 2378066676752056320 o

(Документ из ЦГА РУз о сборе средств на строительство памятника на братской могиле у Комоланских ворот.

Вавилова Т.А. К 150-летию воинского захоронения у Камеланских ворот // Письма о Ташкенте URL:

https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2015/06/k6.jpg)

Время шло. И, в память о погибших войнах, Ташкентской Городской думой было решено построить на этом месте часовню.

95781574 1121655304878396 6153250360505925632 n

 (Проекты Комолонской часовни. Оригиналы хранятся в ЦГА РУз. Справа проект Ульянова, по которому часовню и построили.

Вавилова Т.А. К 150-летию воинского захоронения у Камеланских ворот // Письма о Ташкенте URL:

https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2015/06/k8.jpg)

Автором проекта стал известный в то время инженер Николай Федорович Ульянов. А деньги на постройку собрали сами горожане.

 

95813728 1121899631520630 2427729362120867840 n

  (Фото опубликовано Сергеем Пряхиным. Часовня, старая фотография.)

Часовня была построена и освящена 15 июня 1886 года в честь Святого Георгия победоносца - покровителя воинства.

95738852 1121904068186853 1437522371400433664 o

(Виды часовни. Часовня у Камеланских ворот // блог-платформа Teletype)

Историк Д. И. Эварницкий в своем «Путеводителе» так описывает часовню: «Рядом с мазаром подвижника ислама стоит так называемая братская могила, где покоятся другие сподвижники, сложившие свои кости за Православную веру, Русского Царя и Отечество, герои войны 1864 и 1865 годов. Братская могила представляет из себя правильный четырехугольник земли, сплошь усаженный деревьями, с наружной стороны огражденный деревянной решеткой и внутри украшенной в древнерусском стиле часовенкой. Над калиткой, ведущей с улицы в сад, сделана полукруглая надпись: "Души их во благих водворятся». Над дверью самой часовенки сделана другая надпись: «Упокой Господи души усопшихъ рабъ твоих»; ... наконец на середине задней стены , с наружной стороны, сделана особая надпись: « Памяти войнов здеѣ лежащих павших при штурмахъ г. Ташкента 2 Октября 1864 года и 15 Iюня 1865 года. Сооружена въ царствованiе Императора Александра III, лѣта 1886 на добровольные пожертвования». Против часовенки, на земле лежит серо-мраморная плита, на которой вырезаны слова: «Здѣсь покоится прахъ воиновъ, павших при взятiи г. Ташкента. Упокой Господи души ихъ въ селенiи праведныхъ". По всем четырем углам этой плиты сложены небольшие пирамидки из чугунных ядер. Внутри самой часовни, на стене противоположной двери, сделан лик Спасителя, а ниже его на черной доске, золотыми буквами написаны имена и фамилии убитых войнов.»

 95453694 1121905168186743 3091188929022394368 n

(Виды часовни. Сергей Макаров. О русской могиле в центре Ташкента // Письма о Ташкенте URL:

https://i0.wp.com/vesti.uz/wp-content/uploads/2018/07/11427658_460634417450573_8675285042332941971_n.jpg)

Комолонской часовню называют по местоположению. Но название «Комолон» было непривычно для орфоэпических норм русского языка. Со временем оно «обрусело» и трансформировалось. По-этому в разных источниках может встречаться название «Камаланская» или «Камеланская».

95611074 1121945434849383 8922172487261749248 n

(Торжества у Камеланской часовни. 15 июня 1899 года.
Вавилова Т.А. / Пряхин С. И ещё две фотографии часовни // Письма о Ташкенте URL: https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2015/06/q1.jpg)

К годовщине освящения часовни, по ходатайству Ташкентской городской Думы и Туркестанского генерал- губернатора Н. О. Розенбаха, Священный Синод установил ежегодное проведение в этот день крестного хода. Процессия начиналась от Спасо-Преображенского собора, проходила вдоль линии бывшей, к тому времени уже не существовавшей цитадели к часовне, где священники совершали поминальный обряд и служили молебен. В этом действе, всегда шумном и торжественном, принимали участие и военные офицеры, и дожившие ветераны, и просто жители города.
Так продолжалось до "Кровавого Октября".

95608399 1122643014779625 6295972548953767936 n

(фото Марии Юсуповой URL:https://www.facebook.com/profile.php?id=100002265962252&sk=media_set&set=a.1563422333743284&type=3)

После Октябрьской Революции 1917 года часовня погрузилась забвение. Кто и когда снял с нее кресты – не известно. Хранимая Богом, в лихие дни и в смутное время после скрывалась она вдали от мирской суеты между разросшихся деревьев одичалого сада.
Но город пришел и сюда. И в 40-х годах прошлого века земля в тех местах была выделена под застройку. Так часовня оказалась посреди густонаселенной и плотнозастроенной махалли, ныне называемой Янги Комолон. Участок с часовней получила одна узбекская семья, которая разместила возле нее свой дом. И чьими стараниями часовня «дожила» до наших дней. Существует история, как заехавший в махаллю экскаватор намеривался снести это непонятное полуразвалившееся кирпичное строение. Но дед, хозяин дома, увидавши это, выбежал на улицу и не разрешил...