В целом, история Ташкента богата и многообразна, и одна из её глав включает в себя уникальную историю еврейского населения города.
В 1865 году Ташкент был захвачен Россией, а в 1867 году стал административным центром Туркестанского генерал-губернаторства. Среди солдат, участвовавших в взятии города, были и ашкеназы, которые остались в Ташкенте, к ним присоединились другие евреи, включая бухарских. К 1868 году общее число евреев в городе достигло 200 человек.
Ташкент находился за чертой оседлости, и среди ашкеназов могли жить только люди с высшим образованием, купцы первой гильдии, отставные военные и специалисты в ремеслах и медицине. В первые годы после присоединения города к России эти ограничения не всегда соблюдались, однако с середины 1890-х годов начались выселения евреев, не соответствующих установленным критериям.
Интересный факт расселения евреев-ашкенази был связан с саперными казармами (что находились в районе госпиталки-гостиницы Россия). Саперные казармы, о которых я упомянул выше, играли важную роль в жизни еврейской общины ашкенази в Ташкенте. В период, когда евреям было разрешено служить только в инженерных войсках, многие из них выбрали остаться в Ташкенте после окончания службы. Они основали свои семьи и построили дома в районе, прилегающем к казармам, что способствовало формированию целого сообщества. Со временем, этот район стал разрастаться, и вплоть до новейшей истории в этих районах, через дорогу от Саперной и вдоль улицы Шота Руставели проживало очень много еврейских семей, и именно там находится и до наших дней синагога ашкенази.
Также вводились меры, ограничивающие коммерческую деятельность ашкеназов, особенно после резолюции Николая II 1898 года, которая запрещала удовлетворять ходатайства иностранных компаний о приобретении недвижимости в Ташкенте.
Несмотря на ограничения, численность еврейского населения в Ташкенте быстро увеличивалась: так по переписи 1897 г. в Ташкентском уезде проживали 1746 евреев (из них лишь 20% составляли ашкенази),в 1910 году в самом городе — около 3600.
Среди ашкенази преобладали ремесленники (портные, шапочники, столяры, специалисты по металлообработке), железнодорожные рабочие, представители свободных профессий (врачи, типографы, журналисты, фотографы и другие). Из десяти типографий, действовавших в 1915 году в русской части Ташкента, ашкенази принадлежало не менее пяти; евреи владели некоторыми книжными магазинами, лавками, общедоступными библиотеками, занимались издательским делом.
Ашкенази составляли в Ташкенте немалую часть врачей (среди них выделялись будущий первый ректор ТашМИ М. Слоним( 1875–1945) профессор, открывший в городе частную физиотерапевтическую клинику, руководитель амбулатории А. Шварц и архитекторов – В. Гейнцельман, принявший христианство и бывший одно время главным архитектором города; Д. Иофан /1885–1961) и другие известные архитекторы.
Бухарские евреи, первоначально не сталкивавшиеся с ограничениями на проживание, вскоре были разделены на "туземных" и "иностранцев". Первым разрешалось вести бизнес и владеть недвижимостью, в то время как вторые, считающиеся подданными Бухарского ханства, были фактически лишены прав. С 1893 года начался процесс составления списков "иностранных" евреев с намерением выселить их, но многие из них пытались доказать свое "туземное" происхождение. С 1910 года этот процесс был остановлен, и выселения усилились.
Бухарские евреи занимались главным образом торговлей и ремеслом; хлопкоочистительная и хлопкообрабатывающая промышленность развивалась в Туркестане во многом благодаря инвестициям крупных бухарско-еврейских коммерсантов из Ташкента.В конце XIX – начале ХХ века в Ташкенте работало несколько синагог. В 1883 году Б. Каценельсон организовал в Ташкенте частную еврейскую школу с преподаванием на русском языке; в 1888 году, когда она была ликвидирована властями, в ней насчитывалось 60 учеников. Позднее открылось еврейское училище (также с обучением на русском языке), частично финансировавшееся министерством народного просвещения (в 1909 г. — 60 учащихся). Часть ашкенази и дети зажиточных бухарских евреев учились в гимназиях, Ташкентском коммерческом училище. В октябре 1905 года в Ташкенте была предпринята попытка устроить погром, однако боевая дружина численностью в 80 человек, организованная А. Бузанским, сорвала ее.
В 1896 году построено здание синагоги ашкенази проекту и под наблюдением А. А. Бурмейстера, находилась она на тогдашней улице 12 тополей, в районе современного ЦУМа.
Синагога бухарских евреев находилась на Чимкентской улиц и построена по имеющимся данным тоже в 1896 г. Кроме того, частная синагога Юсуфа Давыдова, построенная в 1890 г., находилась на Давыдовской улице, и освещалась электричеством, что было тогда большой редкостью.
В 1919–в условиях изменения политической ситуации — в Ташкент прибыло много евреев, спасавшихся от погромов и голода на Украине и в Белоруссии; только в 1919–20 годах численность еврейского населения города увеличилась более чем вдвое. Для помощи переселенцам еврейская религиозная община создала специальную комиссию, однако отдел национальных меньшинств НКВД распустил ее и образовал Еврейский общественный комитет содействия. В 1920–30-х годах приток евреев в Ташкент, ставший в 1930 году столицей тогдашней Узбекской ССР, продолжался; среди них было немало ученых, врачей, инженеров, учителей, квалифицированных рабочих, содействовавших развитию в городе промышленности, науки, народного образования, здравоохранения.
В Ташкенте действовало несколько еврейских школ, интернат, детский сад, еврейский театр н аидиш. В 1920 году открылось бухарско-еврейское педагогическое училище под названием Институт просвещения (Инпрос); в 1930 году оно было преобразовано в Туземно-еврейский педагогический техникум и переведено в Коканд. В 1920–30-х гг. в Ташкенте выходили газеты на идиш и других языках ; в начале 1930-х годов образовалась «секция туземно-еврейских писателей при организационном бюро писателей, в 1931 году стал выходить литературно-художественный и публицистический журнал.
В годы второй мировой войны в 1941–42 годах в Ташкент прибыли тысячи евреев из западных областей бывшего СССР, оккупированных фашистами; численность еврейского населения города достигла 200 тыс. человек. В Ташкент был эвакуирован театр ГОСЕТ (возглавлявший его С.Михоэлс поставил несколько пьес в местных театрах, а в апреле 1942 года стал художественным руководителем Узбекского театра оперы и балета), киностудии, где, в частности, работали режиссеры М. И. Ромм, И. Хейфец, , А. Г. Зархи, Г. М. Козинцев, Л. Трауберг и актеры-евреи; в городе разместился ряд научных учреждений и высших учебных заведений, среди сотрудников которых было немало евреев.
https://oldtashkent.com/avtorskie-issledovaniya/165-evrejskoe-kladbishche.html
С окончанием войны многие евреи покинули Ташкент: После войны в 1959 году численность евреев в Ташкенте составила около 50 тыс. человек (5,2% всего населения города; ) в 1979 году — 56 949 (3,2%), в 1989 году — 56 882 (2,7%). В конце 1980-х годов около 80% еврейского населения города составляли ашкенази.