(Проект здания. Материал из Госархива Узбекистана)
На улице Тараса Шевченко, которая пришла в 1920 году на смену Константиновскому проспекту, - одной из старейших улиц русского Ташкента, за номером 7 стоит добротное и красивое дореволюционное здание, в котором в настоящее и уже длительное время располагается управление железных дорог Узбекистана (ранее СредазЖД)
(Современный вид здания)
Но строилось это здание, и даже некоторое время просуществовало в таком качестве, как здание "Судебных установлений». И замечательно оно тем, что явилось первым и последним трехэтажным и самым величественным зданием дореволюционного Ташкента. Здание строилось по проекту Г. М. Сваричевского и инженера К. Н. Тильтина, который был одобрен в 1912 году.
(Проект здания. Материал из Госархива Узбекистана)
(План участка земли для постройки здания. Материал из Госархива Узбекистана)
Относительно завершения строительства сведения расходятся, некоторые источники упоминают, что первые части здания были построены уже в 1912 году и полностью строительство завершено в 1914 году. Г.Н. Чабров указывает, что здание Судебных установлений было полностью построено в 1916 году, в то время как В.А. Нильсен утверждает, что здание было построено в 1918 году.
(Здание в 1917 году. Фасад здания, который сейчас находится во внутреннем дворе)
(Фасад здания. Вид со внутреннего двора. Наши дни)
Немного о районе, в котором это здание было построено. А.И. Добросмыслов (Ташкент в прошлом и настоящем) пишет: «Еще в 1868 г. очень большая территория на юго-восток от городской застройки, включая обширную урюковую рощу и городище, где находился Ташкент до VIII в., известное под названием Минг-урюк, была выделена под городскую ярмарку. Здесь предполагалось сосредоточить сезонную торговлю привозимыми сельскохозяйственными продуктами, домашним скарбом и скотом, разместить различные питейные заведения. В 1873 г. архитектор А. И. Леханов составил для ярмарки проект Биржи. Тогда же он спроектировал и очень крупный комплекс караван-сарая, в котором по периметру большого трапециевидного двора располагалась система проходных лавок, связанных между собой с двух сторон открытыми галереями.
(Лестничный пролет. Наши дни)
Ярмарка, однако, не развивалась, со временем потеряла свое значение, а неблагоустроенная территория стала пользоваться мрачной репутацией. Ее начали застраивать интендантскими и артиллерийскими складами, а в девяностых годах часть территории использовали для строительства городской больницы и ремесленного училища. В 1893 г. на значительной территории был разбит Александровский парк».
(Отрывок карты 1910 года, на котором видны и Александровский парк, и Куриный базар, и предполагаемая Константиновская площадь)
Впоследствии, перед небольшим зданием театра (перестроенного из Биржи), на краю парка намечалось создать новую обширную площадь, обстроенную зданиями общественного назначения. Для нее в 1904 г., в связи с предполагавшимся переводом епархии из Верного в Ташкент, инженер А. А. Бурмейстер спроектировал большое здание кафедрального собора. Однако перевод епархии не состоялся, и собор построен не был.
Александровский парк же, возникший в 1893 г. на площади окружавшей бывшее здание биржи, переделанное потом в театральное здание, а с 1908 г. служившее временным заразным отделением городской больницы, был разбит на средства, назначенные городом по переустройству театра. «Парк был большой, тенистый, но нуждался в лучшем благоустройстве. В летнее время сад служил приютом разному бездомному люду».
«Этот район, оказавшийся, в связи с ростом города, в самом его центре, так до самой революции и был неблагоустроенным, застроенным ветхими постройками «куриного базара», «барахолки», харчевнями, будками и прочими невзрачными сооружениями. Пыль, грязь, антисанитария — характерные его приметы» (Чабров)
Еще несколько выдержек из путеводителя, подготовленного известным краеведом Чабровым:
«Отсюда, в сторону вокзала тянется широкая и длинная улица Духовского, названная по фамилии одного из туркестанских генерал-губернаторов Духовского. В районе, который располагается перед нами, сохранились два больших здания, являвшихся лучшими украшениями дореволюционного Ташкента, а также второй большой городской парк, которому было присвоено название Александровского.
(Потолок. Из убранства здания)
На территории парка расположено красивое здание Музея искусств. В дореволюционном Ташкенте здесь была товарная Биржа. В 1915 году фасад здания, отведенного под зимний театр, был реконструирован по проекту инженера И. А. Маркевича, сумевшего придать ему парадную выразительность.
Напротив здания Музея, на углу улицы Тараса Шевченко, до революции – Константиновской, находится здание Судебных установлений, построенное в 1912 году по проекту архитектора Г. М. Сваричевского и инженера К. Н. Тильтина. Здесь помещались Ташкентский окружной суд и Туркестанская судебная палата. Самым большим помещением суда был зал заседаний уголовного отделения: сюда на громкие уголовные процессы обычно собиралось множество публики.
Фасадом своим здание выходило на большую площадь, занятую «Куринным базаром». Добротное и в хороших пропорциях выдержанное здание это считалось в дореволюционном Ташкенте одним из лучших украшений города.»
(По улицам Ташкента. Краткий путеводитель по городу. Дореволюционный период. (Краткая справка по истории русской части города). Чабров.)
Далее читаем другого известного исследователя архитектуры дореволюционного Ташкента:
«Здание б. Судебных установлений, построенное в 1918 г. по проекту Г. М. Сваричевского и К. М. Тильтина,- крупное и самое внушительное по архитектуре здание дореволюционного Туркестана. В плане оно имело форму прямоугольника с ризалитами по всем его сторонам. Внутри здания находятся два прямоугольных двора с входами со стороны заднего фасада, с Константиновской улицы. В центре, между дворами - система больших зальных помещений. Остальные части занимали большое количество служебных помещений, примыкающих к внутренним лестницам и коридорам. Помещения просторные и высокие.
Главным фасадом здание выходило на предполагаемую площадь, но поскольку оно находилось на углу улиц Гоголевской и Константиновской и принимало участие в их архитектуре, все фасады здания получили достаточную обработку. На первом этаже, по всему периметру здания, обработка имитирует рустованную кладку из крупных необработанных квадратов. В верхних частях спокойная гладь стены оживляется ритмом проемов приятных пропорций и наличниками хорошего рисунка. Только на главном фасаде центральный ризалит оживлен приставленными ионическими колоннами колоссального ордера, несущими раскрепованный антаблемент. Здание серого цвета и строгой архитектуры явно соответствовало своему назначению.» (В.А. Нильсена «У истоков современного градостроительствУзбекистана» Ташкент, 1988 г.)
(Напольная плитка. Из убранства здания)
Добавлю от себя, что как было уже сказано выше, главным фасадом здание выходило на предполагаемую будущую площадь на пересечении двух улиц, Александровский сад и здание Биржи-Зимнего театра-Народного дома. В настоящий момент главный фасад находится во внутреннем дворе комплекса зданий Управления железной дороги и с улицы не виден. Со стороны Константиновского проспекта (нынешняя улица Тараса Шевченко) в здание было два въезда во внутренние дворики (в то время уже был достаточно развит автомобильный транспорт), закрываемые массивными металлическими воротами. Данные ворота служили для доставки подсудимых, в то время как «почтенная публика» попадала в здание с центрального подъезда и по массивной красивой лестнице. В центральной части здания находилось два больших зальных помещения – на втором этаже для заседаний по уголовным делам, на третьем этаже для заседаний по административным делам. Обвиняемых доставляли в залы заседаний по узеньким маленьким почти потайным лестницам, которые вели в залы заседаний прямо из внутренних дворов, куда заезжали автомобили. Такая вот интересная и хорошо продуманная система. Кстати, все помещения, описанные выше, сохранились практически без изменений и до наших дней.
(Вид внутреннего двора. Наши дни)
Необходимо также отметить, что свою функцию в качестве здания «Судебных установлений» оно потеряло сразу после революции и в его стенах некоторое время располагался один из факультетов Среднеазиатского государственного университета.
Но уже до войны в него переехала другая организация, которая и является его хозяином по сей день.
Дисклеймер:
(Вся информация основана на источниках, имеющихся у автора, или архивных материалах, с которыми автор работал и сделал копии. Все фотографии, открытки и прочие опубликованные материалы либо являются собственностью автора, либо были сделаны им, либо взяты из свободного доступа в интернете. Ссылки на цитируемые публикации по возможности указываются. В случае возникновения каких-дибо претензий, просьба обращаться к автору. При переобуликовании данного материала, желательно приводить ссылку на автора).