Православные храмы

По времени возникновения первая, временная, военная церковь во имя святых Иосифа и Георгия была построена в 1868 году. Храм этот был построен из сырцового кирпича без колокольни и представлял из себя четырехугольную коробку. Стоимость этой постройки простиралась до 4000 рублей. Церковь была освящена 22 декабря 1868 года (со времени завоевания Ташкента до конца 1868 года богослужение совершалось в походной церкви во имя благоверного князя Александра Невского. В церковном садике, на месте, где находился престол походной церкви, была поставлена маленькая часовня из жженого кирпича). В скором времени, в 1874 году, церковь была капитально перестроена с пристройкой боковых террас. От ее прежнего некрасивого фасада не осталось следов. В 1877 году была сложена из жженого кирпича стоявшая отдельно, но соединенная с папертью храма крытым навесом довольно изящная колокольня. Перестройка храма и постройка колокольни произведены по проектам Н. Ф. Ульянова, выполненным инженером Шавровым. Церковь могла вмещать до 800 человек молящихся. В марте 1909 года эта церковь была возведена на степень соборной.  Пространство, занимавшееся церковью,  было равно 50 квадратным саженям. Площадь около церкви в 1893 году была обращена в садик с присвоением ему названия «церковного». До половины 1888 года эта площадь служила местом для военных парадов.

Iosifo gerogievskaya zerkov

Иосифо-Георгиевская церковь до июня 1893 года находилась в ведении военного ведомства, а с этого времени перешла в епархиальное ведомство и стала городской приходской церковью. Первым настоятелем с 1868 года до июля 1888 года был протоирей Андрей Евграфович Малов, с июля 1893 года протоирей Петр Николаевич Богородицкий.

Malov

(А. Е. Малов)

Спасо-Преображенский военный собор

Закладка собора произведена 22 июля 1871 года, но по невозможности, по местным условиям, выполнить первоначальный его план, составленный академиком Резановым, постройка очень затянулась и даже в последние годы управления краем К. П. Фон-Кауфмана совершенно прекратилась, с вступлением же в должность начальника края Г. А. Колпаковского в 1881 году работы вновь начались по видоизмененному плану младшего архитектора строительного отделения областного правления Ивана Михайловича Погосского и окончательно собор был достроен в управление краем Н. О. Розенбаха. Постройка производилась русскими рабочими, которые выписывались из Европейской России. Так в 1877 году Н. Ф. Ульянов был командирован для этой цели в Москву и Петербург, откуда и доставил 26 человек рабочих, по преимуществу каменщиков. Освящен собор был 11 июля 1888 года. Собор был построен в византийском стиле, мог вмещать до 1600 человек. Надзор за постройкой собора возлагался на многих лиц, но при достройке надзор был поручен инженеру Вильгельму Соломоновичу гейнцельману, который внес в проект и свои поправки. Так, например, все потолки, своды и купол по его настоянию сделаны из дерева и, таким образом, капитальная постройка стала носить временный характер, а в пожарном отношении была далеко небезопасна. Затем Гейнцельманом купол первоначально был покрыт свинцом, не приняв в расчет местных климатических условий. Вскоре оказалось, что свинцовая крыша во многих местах потрескалась и находящиеся под ней деревянные стропила стали гнить, а в других местах образовались складки. Это заставило свинец в 1894 году заменить железом. На это обстоятельство никто не обратил внимания, даже местная контрольная палата, всегда чуткая ко всем административным прорухам, на этот раз промолчала.


Spaso Preobrazhenskiy sobor Tashkent

Стоимость собора простиралась до 211359 рублей. В эту сумму не входили несколько десятков тысяч рублей, израсходованных во время председательствования в строительном комитете протоиерея А. Е. Малова на цоколь и кирпич, которых в действительности не оказалось. Этот недочет, вероятно, был покрыт частными пожертвованиями. Вторым председателем в строительном комитете был с 1881 года до окончания постройки окружной интендант генерал-майор Семен Петрович Николаев (умер 11 мая 1888 года). В соборе было три предела. Наружный вид собора представлял из себя прекрасное, лучшее в городе здание. Внутренняя обстановка храма была проста и изящна. Резной дубовый иконостас и его иконы, византийского стиля, почти все были исполнены по рисункам и под наблюдением академика Михаила Осиповича Микешина. Его же работы был и запрестольный образ – Христос в саду Гефсиманском. Микешин за работы получил 30000 рублей (М. О. Микешин имел много неприятностей от генерала Розенбаха и его близких. Иконы были сданы с большим трудом. Генерал Розенбах был лютеранин. ) Изображение святых евангелистов  в куполе были написаны женой генерала Ольгой Ивановной Розенбах и две боковые иконы в главном иконостасе были исполнены Рындиной. Собор в акустическом отношении не оставлял желать ничего лучшего. Содержалcя он в образцовом порядке. При соборе имелся хорошо организованный хор (содержание хора обходилось до 3000 рублей в год, из которых 1200 рублей составляли содержание регента. Последний, кроме того, имел готовую квартиру с отоплением и освещением и пользовался правами государственной службы. В состав хора входили 16 нижних воинских чинов. Сторонние заработки хора были значительными). В правом приделе, за правым клиросом, находилась могила К. П. Фон-Кауфмана, обнесенная решеткой, внутри которой две мраморных плиты: одна на могиле с надписью рельефными буквами - "Константин Петрович фон-Кауфман, родился 19-го февраля 1818 г., скончался 3-го мая 1882 г. Мир праху твоему, славный деятель"; другая на стене с надписью - "Генерал-адъютант, инженер-генерал Константин Петрович фон-Кауфман 1-й, кавалер Св. Георгия 2 ст., Св. Владимира 1-й ст., Св. Александра Невского, Белого Орла, Св. Анны 1-й ст., Св. Станислава 1-й ст. и друг. Российских и иностранных орденов; первый Туркестанский генерал-губернатор и Командующий войсками Туркестанского военного округа 1867-1882; покоритель Самарканда 1868 г., Хивинского ханства 1873 г. и Кокандского ханства 1875 г. Устроитель Туркестанского края", а далее на той же стороне могила Н. А. Иванова. В левом приделе, за левым клиросом, могила протоиерея А. Е. Малова (умер 3 апреля 1899 года).

Spaso Preobrazhenskiy sobor Tashkent

Колокольня  также представляла из себя изящное здание не соединенное с собором. Посроена по проекту и под наблюдением В. С. Гейнцельмана. Высота колокольни составляла 15,38 сажень. Вес большого колокола составлял 561 пуд, второго 381 и третьего 133 пуда. Всего колоколов было 10. Колокола были отлиты в Ташкенте полковником Павлом Платоновичем Емельяновым из старых негодных орудий по проекту Николая Федоровича Ульянова. Стоимость отливки колоколов составляла 12900 рублей.

Spaso Preobrazhenskiy sobor Tashkent

В соборе обращали на себя внимание три иконы с прекрасно вызолоченными ризами - Св. Великомученика Пантелеймона, Иверской Божией Матери и Нерукотворенного Спаса. Первая из них сооружена усердием прихожан в память бракосочетания в Бозе почивающего Государя Императора Александра III, причем стоимость одной ризы достигла суммы в 2.500 рублей. Икона Нерукотворенного Спаса - дар бывшего Туркестанского Генерал-губернатора генерала Гродекова, стоимостью около 1000 рублей.

Spaso Preobrazhenskiy sobor Tashkent

Вокруг собора был небольшой садик, а между храмом и генерал-губернаторским домом большая площадь для военных парадов.

Кроме того, при соборе имелся особый домик, где помещалась канцелярия, происходили спевки, совершалось крещение и квартиры регента и других служащих.  Причт также пользовался готовыми квартирами, но в других местах. Причт собора состоял из протоирея, священника и протодиакона. Обязанности псаломщиков исполняли нижние воинские чины и исполняли прекрасно.

Первым настоятелем с 1888 года до 20 апреля 1892 года был митрофорный протоиерей Андрей Евграфович Малов, а вторым с 13 мая 1903 года состоял протоиерей Константин Николаевич Богородицкий.

В зачаулинской части имелась пятиглавая церковь во имя Сергия Радонежского. Закладка этого храма состоялась 22 июля 1893 года и была освящена 24 апреля 1897 года. Постройка обошлась свыше 90000 рублей, из которых 63000 рублей было отпущено казной по первоначальной смете, а потом производились доассигнования. Все кирпичные работы при постройке церкви были произведены рабочими сартами. Церковь была построена по проекту академика Шапошникова и под наблюдением сапера полковника А. А. Бурмейстера, а внутренние лепные работы были выполнены по рисункам инженера Кисилева.

Sergievskaya zerkov

Sergievskaya zerkov

Sergievskaya zerkov


Привокзальная Благовещенская церковь

Была построена во время проведения железной дороги от Самарканда до Ташкента. Освящена была 23 ноября 1899 года. Сооружена на пожертвования частных лиц при ближайшем руководстве инженера А. И. Урсати. Производителем работ был гражданский инженер Г. М. Сваричевский. Церковь освещалась электричеством.

Privokzalnaya zerkov


Церковь при туркестанской учительской семинарии во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского

Закладка произведена 5 мая 1896 года, а освящена церковь была 22 ноября 1897 года. Церковь была построена на отпущенные казной 3904 рублей и собранные пожертвования, из которых заслуживает быть отмеченным пожертвование коммерции советника Николая Ивановича Иванова в виде церковной утвари, иконостаса и колоколов на сумму свыше 6000 рублей и 50000 штук жженого кирпича. Церковь была построена по проекту свободного художника Бенуа и под наблюдением инженера Дубровина. Церковь представляла собой прекрасное с внешней стороны здание, увенчанное пятью главами, а внутри отличалось изящной простотой, опрятностью и чистотой. Во время богослужений воспитанников семинарии не видно было в рядах, как в других учебных заведениях, все они или пели на клиросах, или читали, или прислуживали в алтаре, продавали свечи. Вообще не было видно того неприглядного казенного стояния учеников в церкви, переминавшихся с ноги на ногу, позевывавших и безучастно озиравшихся по сторонам.

Uchitelskaya seminariya

Uchitelskaya seminariya


Церковь при мужской гимназии во имя святого Архистратига Михаила

Была освящена 18 января 1884 года. Церковь была устроена почти исключительно на средства коммерции советника Н. И. Иванова.

Muzhskaya gimnaziya


Церковь при женской гимназии во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Была освящена 3 апреля 1885 года.

Gimnaziya


Церковь при реальном училище во имя святого Николая Мирликийского чудотворца. Была освящена 25 февраля 1899 года.

Realnoe uchilishe

Церковь при кадетском корпусе во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Была освящена 16 октября 1905 года.

Kadetskiy korpus


Церковь при военном госпитале во имя святого Пантелеймона

Была освящена 31 января 1879 года. До этого времени, с 1871 года, при госпитале была временная церковь. На месте временной церкви была поставлена маленькая часовня, находившаяся во дворе квартиры старшего врача военного госпиталя. Церковь была построена на 3000 рублей, отпущенных генерал-губернатором К. П. Фон-Кауфманом и частные пожертвования. Колокольня была построена в 1890 году на частные пожертвования, преимущественно на средства Д. Н. Захо.

Gospitalnaya zerkov

Здание церкви - из сырцового кирпича, внутри и снаружи оштукатурено и выбелено, причем стены внутри алтаря и церкви окрашены масляною краскою. Размеры всей церкви - в длину 23 арш., в ширину - алтарь 8½ арш., а внутренняя часть церкви - 16 арш. 11 верш. По средине церкви две колонны, поддерживающие крышу церкви. Подле церкви (из кирпича) колокольня.

До 1900 г. церковь и причт при ней находились введении Туркестанского Епархиального Начальства, а с этого времени состояли в ведомстве Протопресвитера военного и морского духовенства.

По штату при церкви были положены: один священник и псаломщик.


Церковь при первом туркестанском стрелковом полку во имя благоверного князя Александра Невского

Была освящена 18 июля 1896 года. При этой церкви хранилась походная Александро-Невская церковь, в которой совершалось богослужение в Ташкенте с 1866 года до 1869 года.

Расположена церковь была в центральной части города. Помещалась в здании инженерного ведомства, где была устроена в 1896 году на отпущенные от инженерного ведомства деньги и частью на пожертвования батальонов 1-й Туркестанской стрелковой бригады. В 1908 г. капитально ремонтирована. Св. Престол - во имя Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. Вмещала до 800 человек. Подле церкви был небольшой мраморный памятник с двуглавым орлом на верху; сооружен в память воинов, павших при исполнении служебного долга во время мятежа в ночь с 15-го на 16-ое ноября 1905 г.

До 1910 г. церковь  именовалась церковью 1-й Туркестанской стрелковой бригады.

По штату при церкви был положен: один священник.


Церковь при дисциплинарной роте во имя святителя Николая

Дисциплинарный батальон и при нем церковь находились в 4 верстах от города.


Построена церковь в 1901 году, по инициативе военного начальства, на суммы инженерного ведомства в количестве 34.790 руб. (в эту сумму входит и постройка казармы, перпендикулярно примыкающей к церкви), кроме утвари и иконостаса, стоимость которых определилась в общей сложности в 7.629 руб. 62 коп.

Здание церкви имело форму прямоугольника, высотою 7¾ арш., длиною и шириною 15х27 арш., из жженого кирпича. Вмещала церковь 200 человек. Подле церкви звонница.

До сформирования дисциплинарной роты (до 1906 г.) казармы и церковь  находились при 2-м Ходжентском резервном батальоне.

По штату при церкви положены: один священник и псаломщик. Квартира для священника казенная, - при дисциплинарной роте.

Была освящена 30 ноября 1901 года.


Кладбищенская церковь-часовня во имя благоверного князя Александра Невского

Была выстроена на средства казны (11674 рублей), города (1500 рублей) и частных жертвователей (285 рублей). Была освящена 8 мая  1905 года. Постройка церкви была произведена не вполне удовлетворительно – здание дало во многих местах трещины после постройки.

Tashkentskoe kladbishe


Тюремная церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы

Была освящена 22 декабря 1879 года. Богослужение в ней совершалось по воскресеньям и праздничным дням священником получавшим содержание по смете министерства внутренних дел. В 1906 году церковь была перестроена и вновь освящена 17 декабря того же года во имя апостолов Петра и Павла. Перестройка была произведена по проекту артиллерийского офицера Н. И. Габбина и под его же наблюдением.

Tyuremnaya zerkov

В 6 верстах от Ташкента, на берегу реки Чирчика, находился женский монастырь, инициатива устройства которого принадлежала жене полковника М. Ф. Ионовой, жене надворного советника Н. А. Сахаровой и купчихе Е. М. Смирновой. Освящение здания произошло 1 октября 1893 года. Здания эти состояли из большого дома, по средине которого шел широкий коридор, с кельями по сторонам. В конце коридора находилась дверь, ведущая в церковь во имя чудотворца Николая, которая была освящена 15 февраля 1894 года. Рядом с церковью была трапеза, которая отделялась от кухни стеной с окном для подачи пищи. До 19 сентября 1901 года монастырь носил название николаевского женского общежительного монастыря. Число монашествующих было до 100 человек.


Число духовенства

В 1866 году в Ташкенте было два священника военного ведомства Андрей Евграфович Малов (впоследствии митрофорный протоиерей) И Гавриил Алексеевич Ширяев, а в 1910 году протоиереев было 5, священников 16, протодиакон 1, диаконов 5 и псаломщиков 4 ( в том числе военного ведомства протоиерей, 7 священников и протодиакон; военно-учебного – протоиерей и диакон; учебного – 2 протоиерея, 2 священника и диакон и епархиального – протоиерей, 7 священников, 3 диакона и псаломщика).


Церкви других христианских исповеданий

Римско-католическая церковь. В середине восьмидесятых годов 19-го века в Ташкенте был каноник Фердинанд Сенчиковский для удовлетворения духовных нужд католиков, служащих в войсках. Затем приезжали в Ташкент ксендзы из саратовской губернии и с Кавказа. Богослужение совершалось в казармах (где затем были офицерские квартиры) по Самаркандской улице, в доме Владиславлева (в 1885 году), где ранее было благородное собрание, в доме, где затем была городская управа, и других местах. С 1905 года богослужение производилось в доме польского общества на Саларе, против кадетского корпуса, где позднее было начато строительство костела. С 22 сентября 1902 года польская община имела известного курата-каноника отца Иустина Пранайтиса, при котором состояли 2 молодых ксендза помощника.

Kostel Tashkent


Армяно-григорианская церковь

Была открыта в 1908 году в доме армянского общества по Кауфманскому проспекту, дом № 57. До этого времени для удовлетворения духовных нужд армян изредка приезжали священники с Кавказа.

Molitvenniy dom Tashkent


Евангелическо-лютеранская церковь

10 октября 1877 года возник совет для изыскания средств на открытие прихода и постройку церкви, благодаря трудам которого 12 января 1885 года был утвержден евангилическо-лютеранский приход, но пастор был назначен только в 1892 году. До этого времени пастор изредка приезжал из Оренбурга. Богослужение совершалось первоначально в бывших зданиях школы шелководства, в зданиях плодосушилки, в квартире пастора и, наконец, с 3 октября 1899 года в собственной церкви, находившейся по улице Жуковской. Общество израсходовало на постройку церкви свыше 15000 рублей. Церковь была построена по проекту свободного художника Бенуа. Должность пастора с 26 сентября 1892 года занимал Юстус Юстович Юргенсон.

Kirha

Kirha Tashkent


Синагоги

Синагога русских евреев находилась в переулке «12 тополей». В начале 70-х годов 19-го века еврейское общество купило дом на имя частного лица, в котором и совершалось богослужение. В скором времени после открытия молитвенного дома вышли крупные недоразумения между еврейским обществом и солдатами евреями (1876 год), вследствие чего администрация закрыла дом на некоторое время. В девятидесятых годах еврейское общество получило разрешение на открытие синагоги, которая была построена на месте молитвенного дома в 1896 году. Стоимость здания синагоги простиралась до 25000 рублей. Здание синагоги было построено по проекту и под наблюдением сапера А. А. Бурмейстера.

Sinagoga Tashkent

Общественная синагога туземных евреев

Находилась на Чимкентской улице. Была построена в 1896 году на собранные среди единоверцев 16000 рублей.

Частная синагога Юсуфа Давыдова

Была построена в 1890 году и находилась на Давыдовской улице, освещалась электричеством.

В туземной части города имелся один еврейский молитвенный дом, появление которого теряется в глубокой древности.

Мечети

Мечетей в русской части города было 16, но из них можно назвать в полном смысле мечетью одну – соборную, которая находилась на Воскресенском базаре, а остальные помещались в частных домах и правильнее их назвать молитвенными домами. Возникновение мечети на Воскресенском базаре относится к 1873 году, когда был устроен здесь татарский молитвенный дом, а в 1883 году на его месте устроена мечеть с минаретом. Для заключенных мусульман в 1878 году при тюрьме устроена была мечеть на добровольные пожертвования.

Mechet Tashkent

Pravoslavnoe vedomstvo

cerkvi Tashkenta

Hrami Tashkenta

Hrami Tashkenta

Hrami Tashkenta

Hrami Tashkenta