В июне, в очередную годовщину взятия Ташкента, вспоминается Камеланская часовня. Часовенка прочно построена из нашего вечного туркестанского кирпича и всё еще держится, оберегая прах воинов, похороненных под нею в братской могиле.
В том, что часовня цела, огромная заслуга жителей махалли Афтоб, выросшей на месте сада, окружавшего солдатскую могилу. Огромная благодарность и низкий поклон им за это. Они, мусульмане, не только не тронули православную часовню над могилой завоевателей, но много лет убирают вокруг и внутри строения, спасая его от окончательного запустения. И это несмотря на то, что стоит часовня прямо перед окнами частного дома, у самой дороги. Стоит бесприютная, глубоко вросшая в землю, без креста, без доски с фамилиями захороненных. Нет и надгробной плиты перед входом в часовню. Да и двери уже нет, как нет и документальных свидетельств того, что останки солдат перенесли в другое место. Есть все основания считать, что склеп не вскрывали.
А было время, когда ежегодно, 15 июня по старому стилю, от Спасо-Преображенского собора, располагавшегося там, где теперь бьют фонтаны на площади Мустакиллик, к Камеланским воротам направлялась торжественная процессия – крестный ход.
Документ из ЦГА РУз о сборе средств на строительство памятника на братской могиле у Камеланских ворот. Впервые опубликован Евгением Смеховым на Фромузе.
Собственно, древних ворот уже не существовало, но был большой проем между крепостными стенами. По свидетельству писателя Евгения Маркова, через него шла дорога из степи в город, а сбоку от улицы стояли новые красивые ворота из кирпича. Боковые фигурные столбы наверху соединяла полукруглая арка с надписью: «Души их во благих возвратятся». Арку завершал православный крест на маленьком куполе. А под ним – икона.
Вход вел в тихий тенистый сад, в котором цвели лиловые ирисы и другие душистые цветы. Внутри сада стояла небольшая изящная часовенка древне-русского стиля. Кирпичные стены ее были выложены мраморными плитами. Надпись над дверью, ведущей в часовню, гласила: «Упокой Господи души усопших рабов твоих». На боковых стенах часовни были высечены слова из священного писания, а на задней стене, на черной доске, можно было прочесть следующее:
« Памяти воинов здесь лежащих павших при штурмах города Ташкента 2 октября 1864 года и 15 июня 1865 года сооружена в царствование Императора Александра III лета 1886 на добровольные пожертвования». Против часовни на земле лежала двух ярусная плита из серого мрамора с надмогильной надписью, по 4-м углам которой возвышались пирамидки из чугунных пушечных ядер. Внутри самой часовни, напротив входной двери, на стене был написан лик Спасителя, а ниже, на черной доске, золотыми буквами — имена и фамилии убитых воинов. Всего 64 человека.
Вход в сад, где располагалась Камеланская часовня. Фото из альбома Бориса Анатольевича Голендера. «Вечный зов куполов» Фотография П.Н. Григорьева. Начало ХХ века.
Еще шли бои за город, когда каждый вечер, трое суток подряд, здесь рыли могилы и хоронили погибших. Тела несли со всех частей города. Позже все могилы объединили в одну братскую и поставили часовню.
Первым на доске значилось имя подполковника Василия Васильевича Обуха, но прах его был не здесь, а у ограды Спасо-Преображенского собора. Нет и Ивана Петровича Месяцева. Мать увезла его из Чимкента и захоронила на старом кладбище на Госпитальной улице. Василий Обух, Иван Месяцев и Георгий Рейхард были смертельно ранены 2 октября 1864 года при неудачной попытке прорваться в город через брешь в крепостной стене. Отступая в Чимкент, отряд Черняева забрал их с собой, а потом они были перезахоронены. Прах поручика Рейхарда перевезли и торжественно захоронили в братскую могилу у Камеланских ворот 15 июня 1893 года.
Сторож показал Евгению Маркову и его спутникам еще «обширное место в глубине сада, налево, ничем не обнесенное и не отмеченное никаким памятником, под которым, по словам его, тоже похоронено много солдат, убитых на приступе».
В саду вокруг часовни под раскидистыми деревьями стояли столики и скамейки. Горожане приезжали сюда не только в годовщину, но и в другие дни. У сторожа брали самовар, чай и всё остальное для чаепития и сидели в тишине и прохладе, отдыхая от городской пыли и жары.
Фото неизвестного автора. Начало ХХ века. Из альбома Б.А. Голендера. «Вечный зов куполов».
Много лет не было никакого памятника на братской могиле. Согласно документам, горожане, особенно офицеры, неоднократно обращались в администрацию губернаторства с просьбой увековечить память погибших солдат. В 1872 году ташкентское Русское общество собрало 300 рублей по подписному листу, из которых 280 уплатило за сад, где находилась братская могила. Через 2 года Русское общество обратилось за помощью в установке памятника к генерал-губернатору, который написал на обращении положительную резолюцию. Только в 1886 году на деньги, собранные по подписному листу, часовня была построена. Из двух представленных проектов был выбран проект Ульянова. Через год Синод разрешил ежегодно 15 июня проводить крестный ход к могиле воинов.
В 8 часов утра от военного собора через весь город начиналось торжественное шествие. Впереди — всё ташкентское духовенство с большим крестом, хоругвями и иконами, за ними верхом Главный Начальник края с многочисленной военной свитой, а следом шли горожане огромною толпою. Шли с молитвами, заполонив улицы русского и туземного города, а с дувалов и крыш за ними с любопытством наблюдали местные жители. Женщины смотрели на редкое зрелище, откинув покрывала. Дорога, по которой двигалась процессия, была полита и убрана флагами, а аллея, ведущая к часовне, выложена мягким клевером. Беседку перед часовней увивали зелеными гирляндами и цветами.
Фото П.Н. Григорьева. Начало ХХ века. Из альбома Б.А. Голендера. «Вечный зов куполов».
Многие горожане съезжались к братской могиле уже с 7 утра, по прохладе. Чиновники и дамы ехали в экипажах, простой люд пешком. Крестный ход встречали ветераны черняевцы. С каждым годом редели их ряды.
В 9 утра у могилы начиналась панихида. Перед ней на могильной плите женщины и дети зажигали сотни свечей. Служило всё ташкентское духовенство, великолепно пел сводный хор городских церквей. Называли имя и фамилию каждого, «отдавшего живот свой за царя, веру и отечество».
После панихиды гремел салют. Генерал-губернатор подходил к столу, накрытому для ветеранов, отставных нижних чинов. Он провозглашал Вечную память павшим товарищам и выражал благодарность живым участникам тех событий.
От братской могилы крестный ход возвращался через домик Михаила Григорьевича Черняева. Становилось жарко, но тень больших деревьев в черняевском скверике и вода из чигиря, давали облегчение во время литургии. Домик в этот день был открыт, желающие могли осмотреть две крошечные чистенькие комнатки с кирпичными полами. В одной из них стояла русская печь, висел портрет Михаила Григорьевича и образ Святого Михаила Архистратига, выполненный монахинями в память о М.Г. Черняеве.
Сканировано из ЦГА РУз. Проект часовни у Камеланских ворот, который не был утвержден.
Камеланскую часовню не считают культовым зданием, это не церковь, а надгробный памятник, поэтому, наверное, и не отозвались несколько лет тому назад наши православные служители на просьбу ташкентцев рассмотреть вопрос о ее восстановлении.
В архиве ЦГА РУз сохранились оба проекта часовни, на которых можно видеть первоначальную облицовку, есть много старых фотографий памятника, а также описание его в путеводителях и мемуарах. Д.И. Эварницкий в «Путеводителе по Средней Азии» за 1893 год воспроизвел не только все надписи, но и все фамилии погибших, которые были высечены на мраморной доске. На основании этих материалов вполне возможно восстановить часовню.
Проект Камеланской часовни Ульянова. Был утвержден и по нему часовню построили. Сканировано из ЦГА РУз.
Можно по-разному относиться к факту штурма Ташкента в 1865 году, но в братской могиле у Камеланской часовни были похоронены обыкновенные воины, в основном нижние чины, исполнявшие приказ. К политическим решениям они не имели никакого отношения. Они искренне считали своим гражданским и воинским долгом отдать жизни во благо России.
Именно поэтому хотелось бы, чтобы про Камеланскую часовню вспомнили в Русском центре, в посольстве России и обратились бы вместе с православной епархией к городскому хокимияту с просьбой о содействии в восстановлении часовни как памятника над братской могилой с указанием всех поименно или же с общей надписью. Может быть, пустить, как встарь, подписной лист? И в зависимости от собранных средств, а главное, указания начальства обсудить вопрос о сохранении памятника?
А пока помянем в сто пятидесятую годовщину павших:
Подполковника Василия Васильевича Обуха.
Поручиков Георгия Фридриховича Рейхарта, Ивана Петровича Месяцева.
Унтер-офицеров: Ефима Попова, Илью Горбылева, Павла Ефимова, Ивана Родина, Константина Малафеева.
Рядовых: Зота Антонова, Кондрата Демидова, Федора Безунова, Сергея Кудышева, Андрея Попкова, Лейба Фукс, Михаила Алексеева, Никиту Пахтина, Павла Дементьева, Семена Иванова, Степана Казанцева, Тихона Кайгородова, Андрияна Смирнова, Степана Труфякова, Романа Щербатских, Арсения Филипповского, Малюнга Александрова, Викула Баннова, Матвея Дмитриева, Варлама Каржакова, Степана Караева, Алексея Лосева, Василия Мязина, Варлама Щербакова, Григория Завьялова, Федора Григорьева, Артемия Филиппова, Финогента Похотина, Матвея Степанова, Филиппа Романова, Александра Данилова, Федора Захарова, Александра Васильева, Ивана Нестерова, Андрея Тушналобова, Ивана Попова, Матвея Сидорова, Михаила Кадаева, Андрея Смолина, Василия Федорова, Трофима Рычкалова, Василия Пономарева, Фадея Аксикова, Тимофея Иванова, Дмитрия Федулина, Давида Писера, Тимофея Васильева, Медыбая Медыбаева, Василия Постникова, Семена Степанова.
Казаков: Илью Акутина, Осипа Иванова.
А вместе с ними помянем и героев — защитников Камеланских ворот, павших в тот же день за свой город. Они лежат рядом, на старом узбекском кладбище. И те, и другие навечно остались на месте жестокого сражения. Их имен я не знаю, и могил не нашла. Долго бродила вокруг мечети на узбекском Камеланском кладбище, пытаясь обнаружить приметы, описанные Евгением Марковым: длинные кирпичные могилы, обмазанные известью и глиняные круглые безымянные холмики. Но за полтора века всё изменилось, глиняные могилы осели, кирпич разрушился. Кладбище сплошь покрыто современными памятниками над новыми захоронениями. Только деревья по-прежнему шумят над головой да птицы поют в их густых ветвях. Не потомки ли они того дуба, под тенью которого Марков увидел нищего дервиша в остром колпаке? «Он повесил на ветви дуба дорожные сумки и тыквенную баклагу для воды, а сам стоял на разостланном молитвенном коврике, подняв перед собою, будто раскрытую книгу, обе ладони рук. Справа от него был воткнут в землю железный прут с рогулькой, на которой висели четки и большой, узорно выточенный посох, с повешенным на нем кожаным футляром для Корана», — вспоминал писатель. Я думаю, что молился тот дервиш обо всех убиенных, независимо от национальности и вероисповедания, призывая на землю мир и спокойствие.
(июнь 2015 года)
1. Д.И. Эварницкий. Путеводитель по Средней Азии. От Баку до Ташкента. 1893 год.
2. Евгений Марков. «Россия в Средней Азии. Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге». 1901 год, в двух томах.
3. А.И. Добросмыслов . История Ташкента в прошлом и настоящем. 1912 год.
4. ЦГА РУЗ. Фонд И-1 опись 28, дело 28. О чествовании воинов, убитых 15 июня 1865 года при штурме Ташкента.
5. Туркестанские ведомости. № 48 за 1902 год, 15 июня.
6. Б.А. Голендер. Вечный свет куполов. Старинные храмы Туркестанского края. Фото.
7. Современные фотографии сделаны Андреем Гагариным, за что я ему премного благодарна.